ALSHAR

настроение желания

Главная » Обзоры » Книги » Навыки жизни: в согласии с собой и миром
(9 голоса, среднее 5.00 из 5)

Навыки жизни: в согласии с собой и миром

«То, как мы слышим мир, – это не столько отражение реальной картины мира, сколько портрет нас сегодняшних. «Я – это то, как я слышу мир; если отбросить все маски, останется только это», – говорят восточные мудрецы, искренне полагая, что все смыслы нейтрального мира исходят от самого человека. Хочешь – живи в мире светлом и осмысленном, хочешь – в несправедливом и угрожающем. Мы слышим так, как можем, и то, что можем. И не слышим того, что пока не можем услышать, хоть повторяй нам великие истины по десять раз в день, хоть пиши их чёрным по белому», – пишет в одном из психологических эссе, вошедших в книгу «Навыки жизни: в согласии с собой и миром», известный психолог Светлана Кривцова.

Книга подойдёт как для родителей, так и для подростков, которые начинают самоопределяться в жизни. Родители и дети найдут ответы на сложные вопросы «Как…» и получат возможность сформировать необходимые жизненные навыки.

К числу жизненно необходимых навыков автор относит умение отказывать, не испытывая при это чувства вины, навыки активного слушания, заезженной пластинки, уверенного требования, когда кто-то нарушает договрённости, навык реагирования на справедливую и несправедливую критику.

Каждое эссе – это не просто размышления на заданную тему, но и конкретные пошаговые рекомендации о том, как действовать в той или иной ситуации. Вывод, который могут сделать родители после прочтения книги, только один: глупо применять наказания и читать мораль ребёнку, когда можно действовать гораздо мудрее и научиться вместе выходить из сложных ситуаций с достоинством.

Книга посвящена психологическим закономерностям освоения человеком социальных навыков, умения благодарить и просить о помощи, умения сопротивляться манипулированию и находить привлекательное в жизни. Написанная в жанре психологического эссе, она может быть интересна и полезна широкому кругу читателей. Психолог получит глубокую и разностороннюю информацию о содержании возможной работы с конкретной проблемой, описание шагов этой работы, изложение интересных примеров. Родители, прочитав эту книгу, задумаются о том, что происходит с их детьми и с ними самими, увидят пути взаимодействия и способы помощи.

Главы/Параграфы

…Деньги потерял, а прощения не просит. Сервиз грохнул – и хоть бы хны. Смотрит и молчит. Должен же он в конце концов признать свою вину - извиниться, по крайней мере! Легко и приятно отвечать за успехи и достижения, тяжело и в любом возрасте грустно признавать свою ответственность за неудачу. Признавать ошибки взрослые не любят не меньше детей.


Дети, как правило, неохотно просят прощения, с трудом соглашаются со своей – даже для всех очевидной – виной. Такие простые вроде бы слова: «Прости меня, я виноват», их можно произнести скороговоркой, а вот поди ж ты: молчит. Или еще хуже – агрессивно огрызается.

…Привычнее думать, что эта демонстративная «презумпция невиновности» и упорная «игра в непонимание» не серьезная психологическая проблема, а невоспитанность, незнание правил этикета. Но со временем приходится признать: умение ребенка легко и просто извиняться за проступки, как серьезные, так и легковесные, может быть просто заученным ритуалом и формальностью в отличие от действительной (пусть даже невнятно проговоренной) способности признавать свои ошибки. Ибо последнее выходит далеко за рамки хорошего или дурного тона в семейной системе ценностей.

Умение признать собственную ошибку формируется в раннем детстве. И главным тут является отношение взрослых к ошибке ребенка. В авторитарной педагогике, требующей от ребенка безупречного функционирования в заданном положительном образе, любая ошибка как бы выделяется красным карандашом и рассматривается как преступление домашнего (в лучшем случае) масштаба. Ошибка недопустима – она должна, по мнению взрослых, вызывать у ребенка острое, болезненное чувство вины и стыда.

В этой парадигме всякий промах ребенка – осложнение жизни для взрослых («Что же Я теперь буду делать!» или даже «Что же ты со МНОЙ делаешь?!»), а не мотив последующих самостоятельных действий. У здорового полуторагодовалого малыша существует рефлекс: что-то разлив на столе, он, как котенок лапками, убирает за собой – тут же размазывает это, вытирает, то есть пытается исправить разруху. Но мама, как правило, обнаружив пролитое на столе молоко, тут же хватается за полотенце: «Ой, что же ты натворил! Убери руки, я сама вытру». Дитя же слышит: «Замри и испугайся, пока мама. расхлебывает последствия моего неосторожного движения. Бедная мама, она исправляет мою ошибку». Так формируется неконструктивный способ разрешения ситуации: ты сотворил – ты виноват – сиди и смотри, как другие убирают за тобой.

Тот же стиль реагирования на ошибки ребенок переживает и в более позднем возрасте: мама, папа, бабушка, учительница – все начинают сердиться, когда он ошибается. Проблема большинства родителей, демонстрирующих такое поведение в том, что они не дают ему права на ошибку, а ведь это право есть у любого человека, который только учится что-то делать. Если ребенок пролил молоко – он всего лишь пролил молоко, но родители с каким-то упоением начинают называть его растяпой, или неряхой, или слоном в посудной лавке и т.д., тем самым отождествляя жест и личность, промах и характер.. Однако «что проку в пролитом стакане молока? – спрашивал Жан-Жак Руссо в своем знаменитом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании». – Молоко должно быть вытерто, а санкция возможна только одна – человек остается без молока».

В гуманистической педагогике – совсем другой подход. Не наказание, но санкция (воспользуемся определением Руссо) – вот базовое понятие для формирования навыка признавать свои ошибки. Известно, что наказание разрушает личность и вовсе не способствует здоровому мировосприятию. Санкции (то есть самостоятельно осмысленные последствия собственных действий), напротив, проясняют и структурируют всю картину происшедшего, ибо соответствуют поступку, а не нашей реакции на него. Процесс санкционированного осознания события состоит из трех стадий. Первая – стадия принятия: « Да, я совершил ошибку. Это факт. С этим фактом надо что-то делать». Вторая стадия – понимание того, что можно сделать, чтобы ошибка была каким-то образом компенсирована. Третья – стадия исполнения (вытираю пресловутое молоко, исправляю двойку, извиняюсь перед тем, кого обидел, и т.д. )

Первое отличие санкции от наказания – ее логическое соответствие событию. Не надо запрещать ученице качаться на стуле, даже если стул вот-вот сломается, – достаточно сказать: «Пожалуйста, постой немного, тогда, может быть, стул не сломается так быстро». Если ребенок набросал шелуху от семечек под партой, он должен всего лишь убрать мусор, но вовсе не выходить из класса в коридор. Если нагрубил учительнице, он должен извиниться перед ней, но это не повод отказывать ему в экскурсии.

Второе отличие – соразмерность санкции поступку (в то время как наказания обычно превышают его). Если та же шелуха валяется под твоей партой, ты должен убрать только под своей партой. И незачем убирать в таком случае весь класс – потому что ребенку захочется тут же уравнять масштабы «наказания и преступления» и следующая партия подсолнечной шелухи будет разбросана уже по всему классу.

И наконец, третье отличие – созидательный характер санкций: они касаются только конкретного поступка и никогда – личности ребенка. Они безоценочны и безэмоциональны. Вместо того чтобы испытывать чувство вины, ребенку достаточно просто исправить то, что он сделал.

Почему так трудно признавать свою ошибку? Почему механизмы психологической защиты ребенка так быстро включаются даже в самых незначительных ситуациях? Потому что признание своей неправоты действительно требует мужества – ты при всех обнажаешь свою «неправильную сущность», ты открываешься и ждешь удара, который обычно за этим следует. К чувству вины добавляется обида. Это противоестественно.

ЧП происходят везде, где есть дети. Но среди этих ЧП , как ни странно, мало таких, которые можно было бы назвать чем-то эксклюзивным. Как правило, ассортимент событий бывает не таким уж большим (хотя и неослабевающе-драматическим): акты детского вандализма, воровство, оскорбления, драки, издевательства… И все это может стать объектом своего рода общественного договора о допустимых в семье или в школе санкциях. Если что-то разрушено – оно должно быть восстановлено разрушителем (независимо от его умысла, мотивации, эмоций и прочих факторов). Если ты испортил с кем-то отношения – то иди и возобнови контакт, найди общий язык… (Как – сам придумай. Чтобы исправить отношения, иногда достаточно одного извинения, а иногда нужно много душевных и интеллектуальных усилий.) На самом деле логика восстановления гармоничных отношений, то есть назначение себе адекватных санкций, – это вполне доступная каждому культура справедливости.

…Инспектор Морс из английского детективного сериала назначил себе такую санкцию: подарил несправедливо задержанному владельцу автошколы антикварный руль от автомобиля, победившего в «Формуле-1» 1929 года. Подарил в момент освобождения из камеры. Извинился за свою ошибку и ушел. Подозреваемый был омерзительнейшим типом, мерзавцем, негодяем, но маньяком и серийным убийцей, как предполагал на протяжении всей серии инспектор Морс, он все-таки не был. Потому Морс и отдал ему бесценный раритет – это было формой его признания своей ошибки.

Но есть и другая традиция, отлично смоделированная в культовом отечественном сериале. «Ты не хочешь извиниться перед ним?» – спрашивает Шарапов у Жеглова, когда из-под стражи выпускают оговоренного Груздева. И получает классический ответ: «Сюда просто так никого не сажают. Пусть сначала разберется со своими женщинами»… Два мира: Жеглов живет не просто в другой стране – он живет в другой философии. Он делает личный экзистенциальный выбор: не исправлять свою очевидную ошибку, не предотвращать грядущие муки совести. Если таковые, конечно, вообще возникнут…

У нас всегда есть шансы повлиять на будущий экзистенциальный выбор наших детей. Выбор этот не в последнюю очередь зависит от того, как мы поведем себя в тот момент, когда ребенок рассыпает сахар по столу, таскает кошку за хвост, приносит двойку, врет, дерется, сквернословит или совершает другие деяния, требующие реальных, конструктивных и, что главное, неоскорбительных санкций. Что делать, если вы не хотите наказывать ребенка?

Говорить только о конкретном событии, а не о личности ребенка. Не «ты тупица в точных науках», а «ты получил двойку по математике». Не «у меня растет шпана!», а «ты сегодня подрался» и т.д.

Советоваться с ребенком по поводу необходимых санкций: «Как ты думаешь, что с этим делать?» или «Как мы можем исправить эту ситуацию?»

Проявлять терпение, когда ребенок исполняет вашу санкцию. Подбадривать его: «Ну вот, почти все…», «Молодец, у тебя замечательно получается».

Искренне выразить теплые чувства, поддержку, соразмерную количеству приложенных им усилий. “Знаешь, я горжусь сегодня своим сыном: он ошибся, но повел себя как взрослый мужчина”.

Оглавление:

1. Философия навыка
2. Уверенность без агрессии: как стать видимым?
3. Как слушать друг друга?
4. Как благодарить и где брать силы чувствовать благодарность?
5. Чужие вещи и мои решения, или как обходиться с «чужими» вещами?
6. Как учить детей признавать и исправлять ошибки?
7. Как оказать помощь, когда тебя об этом не просят?
8. Как быть, когда необходима помощь?
9. Как справляться с неуверенностью?
10. Как находить привлекательные моменты в том, что делать необходимо?

Предисловие

Уважаемый читатель!

Предлагаемая Вам книга открывает новую серию издательства «Генезис» – «Психология для жизни». Как следует из названия, книги этой серии обращены к широкому кругу читателей, мы хотели бы, чтобы они помогали людям жить – задавать себе вопросы и может быть, находить на них ответы…

Эта книга весьма необычна. В ней собраны статьи, каждая из которых посвящена психологическим закономерностям, по которым строится освоение человеком тех или иных социальных навыков – умения благодарить и просить о помощи, умения сопротивляться манипулированию и находить привлекательное в жизни…

Размышления о каждом из этих умений начинаются со слова «Как?», но это совсем не означает, что книга содержит рецепты овладения конкретным поведением. Автор рассматривает жизненные навыки глубже. Все они содержат несколько пластов: поведенческий пласт из них самый поверхностный, за ним стоят более глубокие вещи – отношение к себе и к окружающим, собственная система ценностей… Именно об этом идет речь в этой книге. Ее особенностью является то, что рассуждения о социальных умениях приводятся не в общем виде, а содержат конкретные знания по поводу каждого из анализируемых навыков.

Книга написана в жанре психологического эссе, читать которые интересно и полезно всем. Дело только в том, что это требует от читателя умения думать и размышлять.

Психолог не найдет здесь готовых рецептов, однако он получит глубокую и разностороннюю информацию о содержании возможной работы с конкретной проблемой, описание шагов этой работы. А дальше уже он может действовать самостоятельно – консультировать или разрабатывать программы занятий, использовать имеющуюся в книге информацию в разговоре с родителями или педагогами…

Родители, прочитав эту книгу, могут задуматься о том, что происходит с их детьми и с ними самими, в чем истинная суть их жизненных проблем, как им можно помочь. Впрочем, это касается не только родителей, но и вообще всех взрослых думающих людей, размышляющих о том, как сделать свою жизнь и жизнь близких людей осмысленнее, радостнее и счастливее.

Автор книги – С.В. Кривцова - известный психолог, кандидат психологических наук, имеющий опыт не только научной, преподавательской и практической работы. Преподает на кафедре психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, имеет многолетний опыт тренерской и преподавательской работы. Светлана Васильевна является автором нескольких учебно-методических пособий, среди которых - «Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины», «Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками», «Подросток на перекрестке эпох», «Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе». Может быть, какие-то или даже все эти книги уже знакомы Вам, читатель. Особенностью книг С.В.Кривцовой является умение писать просто и понятно о сложных, глубоких вещах .

Издательство «Генезис».  ~ 120 р.

 

 


Деньги за статью

1. 50 рублей за каждый новый материал и 50 рублей за каждую 1000 просмотров. Доход Автора напрямую зависит от количества просмотров его статей. Количество просмотров в свою очередь зависит от качества текста и его актуальности. Интересные и полезные статьи зарабатывают во много раз больше пустой воды.

 

2. После регистрации каждый получает права Автора – возможность загружать материалы фотообзоры и видео. Материал может быть опубликован только после одобрения Редактором. За публикацию нескольких достойных материалов яркий Автор получает права Редактора и имеет возможность самостоятельно публиковать, редактировать статьи и структуру разделов журнала, удалять спам авторов и модерировать комментарии.

 

3. Для оплаты статей, в личном кабинете необходимо указать счет Яндекс.Деньги. По почте подтвердить сверку Автора и его счет для дополнительной защиты денежного перевода и обратной связи с Автором. В разделе Вопросы найти ответ на любой вопрос по редактированию и оплате статей или задать свой вопрос в Редакцию.

 

4. Если Автор не написал за последние 30 дней ни одной статьи, то его аккаунт считается не активным и начисление денег приостанавливается. Если Автор публикует новый материал, то аккаунт вновь считается активным и поступление денег от всех статей возобновляются. Чтобы начисление денег за статьи не прерывалось, достаточно писать один материал в месяц.

 

5. Добавить материал можно самостоятельно online или письмом на адрес редакции: read@alshar.ru Права на материал принадлежат Автору. Деньги за размещенные статьи начисляются в течение всего времени, пока статьи находятся на сайте и пока аккаунт Автора активен. Таким образом, каждый написанный материал начинает приносить вам небольшой, но постоянный доход.

 

6. Репост интересного материала с другого сайта допускается, если это действительно востребованная полезная статья - ссылка на первоисточник обязательна. Оплата за репост только от 1000 просмотров. Рерайт, плагиат, искусственная накрутка просмотров, реферальные ссылки и коды, систематическое нарушение правил – блокировка аккаунта.

 

7. Любые оскорбления, угрозы, призывы к насилию и прочее недостойное поведение пресекаются редакцией сайта. Все активные участники конфликта, опустившиеся до угроз и оскорблений, могут быть заблокированы независимо от того, кто был инициатором конфликта: read@alshar.ru

Самое интересное

Пред След

Корейский полуостров

Корейский полуостров

Зачем Северной Корее ядерное оружие? Чтобы разобраться в ситуации сложившейся на корейском полуострове, надо немного углубиться в историю. Накануне русско-японской войны в 1902 году Англия стала официальным союзником Японии. Договор, заключенный между Лондоном и Токио гласил, что в случае войны Японии с двумя и больше стран, Великобритания вступала в войну. На практике это означало, что России придется воевать с Японией один на...

Салтыков-Щедрин

Салтыков-Щедрин

Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину в русской литературе отведено особое место, потому что ни один писатель в своих произведениях не критикует, не высмеивает и не обличает российскую действительность так метко и беспощадно. Несмотря на то что писал он почти два века назад, его сюжеты очень похожи на то, что происходит в России сейчас. Герои настолько точно характеризуют современный мир, что кажется, писатель просто заглянул...

Как сделать работников счастливыми

Как сделать работников счастливыми

«Счастливые сотрудники работают лучше». Эту теорему после исследования ученых из Университета Канзаса можно считать доказанной. Как работодатель может сделать своих работников счастливыми?

Мужчина глазами женщин

Мужчина глазами женщин

Красивой сильной независимой женщине не всегда с первого раза удается встретить достойного мужчину. Она может прождать своего принца лет тридцать, но ни на шаг не приблизиться к счастью. Мужики стали не те. Нет уже былой решительности, нет красивых ухаживаний, или есть, но какие-то не такие. Не решительные, не смелые. Ищут мамочку. Вам знакомо? Да, конечно, я знаю, все нормальные уже женаты и...

Столица столиц

Столица столиц

Лондон - определенно лучший город на Земле. В Лондоне живут самые стильные, модные и красивые люди. В Лондоне говорят на понятном всем языке. В Лондоне куча отличных ресторатов и кафе. В Лондоне все сделано для людей. Лондон - город, который становится тебе родным и понятным с первых минут. Лондон, пожалуй, единственный город на Земле, о котором я не решусь писать. Он слишком огромен...

Воспитание с радостью

Воспитание с радостью

На этом курсе для родителей в первую очередь мы уделяем внимание эмоциональному и душевному состоянию родителей, и их отношению друг к другу. И только потом тому, что могут дать родители своим детям, для чего нужны детям родители, и как поддержать в ребенке то, для чего он пришел в этот мир. Курс для родителей состоит из 8-и занятий по 3 часа, количество участников в...

Процессное управление

Процессное управление

При процессном подходе управление рассматривается как процесс — серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия называют управленческими функциями.

Развитие страны

Развитие страны

Определить два стратегических пути развития государства, как передовой экономической державы (т.к. мощь государства определяется его экономикой):

Богатый папа

Богатый папа

Впервые в России! пройдет выступление Роберта и Ким Кийосаки! Немногие счастливчики узнают то, чего никогда не было и не будет написано в книгах «Богатого Папы» и его советников. Как вырваться из замкнутого круга "дом-работа-зарплата"? Что ждет мировую финансовую систему в ближайшие несколько лет? Как избавиться от "плохих" долгов? Как думают и чему уделяют внимание западные инвесторы, при решении о вложении своих инвестиций? Как Вам с нуля...

Овсяные хрустяшки

Овсяные хрустяшки

Это очень простой рецепт необычайно вкусного лакомства. Первая реакция - это недоверие, но потом за уши не оттащить как детей, так и взрослых (сравнить можно с семечками). Приготовление:

Профессиональное выгорание

Профессиональное выгорание

Как потушить профессиональное выгорание? «Профессиональное выгорание» - проблема, не имеющая ничего общего с ленью. Большой объем профессиональной ответственности, постоянные стрессы на работе и напряженные отношения в коллективе могут превратить любимую профессию в ненавистную и отбить у сотрудника любовь к труду. «Выгореть» на работе и потерять всякую мотивацию к карьерным достижениям могут даже самые рьяные и преданные работодателю трудоголики.  Бешеный темп нашей жизни...

Правила телефонных переговоров

Правила телефонных переговоров

Общаться заочно, по телефону – это непростая наука. Ну, Вы же не видите собеседника, и значит, можете, неправильно оценив ситуацию, нагрубить не тому, кому надо. Какой отсюда вывод? Грубить не надо вообще. Никому. Тем более по телефону. Существует несколько общепринятых правил телефонных разговоров, которые следует соблюдать и при деловом общении:

Пока молодой

Пока молодой

Парадоксально — то, что происходит с нами в двадцать с лишним лет, кажется не таким уж важным, но именно возраст от 20 до 30 лет является критическим этапом взросления, в который легче всего заложить основы будущей счастливой жизни. Публикуем девять приемов из книги Мэг Джей «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом», которые действительно помогут прожить молодость с пользой.

Трактовка Хшановской

Трактовка Хшановской

Эта методика становится все популярней, так как она действительно очень эффективна, точна и помогает разобраться в себе и в окружающих людях, раскрыть ресурсы и возможности, заглянуть в подсознание. Но многие, не до конца или неправильно понявшие ее, делают ошибки в расчетах и трактовках, что может привести к недоверию и несерьезному отношению к этому замечательному методу.

Желания цели или фантазия

Желания цели или фантазия

От правильной постановки целей зависит успешность усилий, направленных на то, чтобы обладать желаемым или делать то, что хочется. Разве бизнесмен отправится в деловую поездку, не имея ни малейшего представления о том, куда нужно ехать? Разве вы пойдете играть в тен­нис, не зная, где находится корт? Разве вы отправитесь за покупками, не представляя себе, в какие магазины нужно зайти? Разве вы поедете в...

Старик державин нас заметил

Старик державин нас заметил

Из Администрации президента в ФСБ. Через какое-то время после того, как Путин стал первым заместителем Юмашева (в мае 1998 года), тот попросил Ельцина обратить на него особое внимание. Надо полагать, эта просьба возымела на Ельцина какое-то действие, хотя, может быть, и не сразу. Как на одного из серьезных кандидатов в преемники Ельцин, по-видимому, стал смотреть на Путина после социальных потрясений лета 1998-го...

Как улучшить рацион питания

Как улучшить рацион питания

Питание является одной из основ вашего здоровья. Правильное питание не только снижает риск возникновения заболеваний в будущем, но и заставляет вас чувствовать себя хорошо прямо сейчас. Хорошая диета позволяет вашему тело лучше функционировать, позволяя вам иметь больше энергии и жизненной силы.

Желания и фантазии

Желания и фантазии

Ученые недавно заметили, что следующей великой областью для человеческих исследований должно стать пространство между его ушами. До сегодняшнего дня о человеческом разуме и о его главном орудии - мозге - известно сравнительно мало. Как и электричество, разум является полезной силой, которая существовала и будет существовать вечно. Он потрясает воображение. Пока наука с каждым днем узнает все больше о его огромных возможностях, мы не...

Барабаны войны

Барабаны войны

Знаменательное признание Генри Киссинджера, бывшего в эпоху Никсона, госсекретарем США, показывает, что происходит в данный момент в мире, и особенно на Ближнем Востоке. В своем роскошном доме на Манхэттене, старейший государственный деятель, которому исполнится 89 лет в мае этого года, заглядывая далеко вперед с анализом текущей ситуации рассказывает о геополитике и экономике.

Где нас нет

Где нас нет

Подруга моя с ума сошла – в соцсети объявился ее бывший парень, и теперь она млеет от любви. А ведь она уже два года замужем. И даже ребенок имеется – попробуй такой факт проигнорируй. Но игнорирует. Каждый вечер она бегает по соцсети этой туда-сюда, как ненормальная, ждет еще какой-то весточки, какого-то знака. «Я думала, что ты его давно забыла, – ворчу я. –...