ALSHAR

настроение желания

Главная » Обзоры » Книги » Навыки жизни: в согласии с собой и миром
(9 голоса, среднее 5.00 из 5)

Навыки жизни: в согласии с собой и миром

«То, как мы слышим мир, – это не столько отражение реальной картины мира, сколько портрет нас сегодняшних. «Я – это то, как я слышу мир; если отбросить все маски, останется только это», – говорят восточные мудрецы, искренне полагая, что все смыслы нейтрального мира исходят от самого человека. Хочешь – живи в мире светлом и осмысленном, хочешь – в несправедливом и угрожающем. Мы слышим так, как можем, и то, что можем. И не слышим того, что пока не можем услышать, хоть повторяй нам великие истины по десять раз в день, хоть пиши их чёрным по белому», – пишет в одном из психологических эссе, вошедших в книгу «Навыки жизни: в согласии с собой и миром», известный психолог Светлана Кривцова.

Книга подойдёт как для родителей, так и для подростков, которые начинают самоопределяться в жизни. Родители и дети найдут ответы на сложные вопросы «Как…» и получат возможность сформировать необходимые жизненные навыки.

К числу жизненно необходимых навыков автор относит умение отказывать, не испытывая при это чувства вины, навыки активного слушания, заезженной пластинки, уверенного требования, когда кто-то нарушает договрённости, навык реагирования на справедливую и несправедливую критику.

Каждое эссе – это не просто размышления на заданную тему, но и конкретные пошаговые рекомендации о том, как действовать в той или иной ситуации. Вывод, который могут сделать родители после прочтения книги, только один: глупо применять наказания и читать мораль ребёнку, когда можно действовать гораздо мудрее и научиться вместе выходить из сложных ситуаций с достоинством.

Книга посвящена психологическим закономерностям освоения человеком социальных навыков, умения благодарить и просить о помощи, умения сопротивляться манипулированию и находить привлекательное в жизни. Написанная в жанре психологического эссе, она может быть интересна и полезна широкому кругу читателей. Психолог получит глубокую и разностороннюю информацию о содержании возможной работы с конкретной проблемой, описание шагов этой работы, изложение интересных примеров. Родители, прочитав эту книгу, задумаются о том, что происходит с их детьми и с ними самими, увидят пути взаимодействия и способы помощи.

Главы/Параграфы

…Деньги потерял, а прощения не просит. Сервиз грохнул – и хоть бы хны. Смотрит и молчит. Должен же он в конце концов признать свою вину - извиниться, по крайней мере! Легко и приятно отвечать за успехи и достижения, тяжело и в любом возрасте грустно признавать свою ответственность за неудачу. Признавать ошибки взрослые не любят не меньше детей.


Дети, как правило, неохотно просят прощения, с трудом соглашаются со своей – даже для всех очевидной – виной. Такие простые вроде бы слова: «Прости меня, я виноват», их можно произнести скороговоркой, а вот поди ж ты: молчит. Или еще хуже – агрессивно огрызается.

…Привычнее думать, что эта демонстративная «презумпция невиновности» и упорная «игра в непонимание» не серьезная психологическая проблема, а невоспитанность, незнание правил этикета. Но со временем приходится признать: умение ребенка легко и просто извиняться за проступки, как серьезные, так и легковесные, может быть просто заученным ритуалом и формальностью в отличие от действительной (пусть даже невнятно проговоренной) способности признавать свои ошибки. Ибо последнее выходит далеко за рамки хорошего или дурного тона в семейной системе ценностей.

Умение признать собственную ошибку формируется в раннем детстве. И главным тут является отношение взрослых к ошибке ребенка. В авторитарной педагогике, требующей от ребенка безупречного функционирования в заданном положительном образе, любая ошибка как бы выделяется красным карандашом и рассматривается как преступление домашнего (в лучшем случае) масштаба. Ошибка недопустима – она должна, по мнению взрослых, вызывать у ребенка острое, болезненное чувство вины и стыда.

В этой парадигме всякий промах ребенка – осложнение жизни для взрослых («Что же Я теперь буду делать!» или даже «Что же ты со МНОЙ делаешь?!»), а не мотив последующих самостоятельных действий. У здорового полуторагодовалого малыша существует рефлекс: что-то разлив на столе, он, как котенок лапками, убирает за собой – тут же размазывает это, вытирает, то есть пытается исправить разруху. Но мама, как правило, обнаружив пролитое на столе молоко, тут же хватается за полотенце: «Ой, что же ты натворил! Убери руки, я сама вытру». Дитя же слышит: «Замри и испугайся, пока мама. расхлебывает последствия моего неосторожного движения. Бедная мама, она исправляет мою ошибку». Так формируется неконструктивный способ разрешения ситуации: ты сотворил – ты виноват – сиди и смотри, как другие убирают за тобой.

Тот же стиль реагирования на ошибки ребенок переживает и в более позднем возрасте: мама, папа, бабушка, учительница – все начинают сердиться, когда он ошибается. Проблема большинства родителей, демонстрирующих такое поведение в том, что они не дают ему права на ошибку, а ведь это право есть у любого человека, который только учится что-то делать. Если ребенок пролил молоко – он всего лишь пролил молоко, но родители с каким-то упоением начинают называть его растяпой, или неряхой, или слоном в посудной лавке и т.д., тем самым отождествляя жест и личность, промах и характер.. Однако «что проку в пролитом стакане молока? – спрашивал Жан-Жак Руссо в своем знаменитом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании». – Молоко должно быть вытерто, а санкция возможна только одна – человек остается без молока».

В гуманистической педагогике – совсем другой подход. Не наказание, но санкция (воспользуемся определением Руссо) – вот базовое понятие для формирования навыка признавать свои ошибки. Известно, что наказание разрушает личность и вовсе не способствует здоровому мировосприятию. Санкции (то есть самостоятельно осмысленные последствия собственных действий), напротив, проясняют и структурируют всю картину происшедшего, ибо соответствуют поступку, а не нашей реакции на него. Процесс санкционированного осознания события состоит из трех стадий. Первая – стадия принятия: « Да, я совершил ошибку. Это факт. С этим фактом надо что-то делать». Вторая стадия – понимание того, что можно сделать, чтобы ошибка была каким-то образом компенсирована. Третья – стадия исполнения (вытираю пресловутое молоко, исправляю двойку, извиняюсь перед тем, кого обидел, и т.д. )

Первое отличие санкции от наказания – ее логическое соответствие событию. Не надо запрещать ученице качаться на стуле, даже если стул вот-вот сломается, – достаточно сказать: «Пожалуйста, постой немного, тогда, может быть, стул не сломается так быстро». Если ребенок набросал шелуху от семечек под партой, он должен всего лишь убрать мусор, но вовсе не выходить из класса в коридор. Если нагрубил учительнице, он должен извиниться перед ней, но это не повод отказывать ему в экскурсии.

Второе отличие – соразмерность санкции поступку (в то время как наказания обычно превышают его). Если та же шелуха валяется под твоей партой, ты должен убрать только под своей партой. И незачем убирать в таком случае весь класс – потому что ребенку захочется тут же уравнять масштабы «наказания и преступления» и следующая партия подсолнечной шелухи будет разбросана уже по всему классу.

И наконец, третье отличие – созидательный характер санкций: они касаются только конкретного поступка и никогда – личности ребенка. Они безоценочны и безэмоциональны. Вместо того чтобы испытывать чувство вины, ребенку достаточно просто исправить то, что он сделал.

Почему так трудно признавать свою ошибку? Почему механизмы психологической защиты ребенка так быстро включаются даже в самых незначительных ситуациях? Потому что признание своей неправоты действительно требует мужества – ты при всех обнажаешь свою «неправильную сущность», ты открываешься и ждешь удара, который обычно за этим следует. К чувству вины добавляется обида. Это противоестественно.

ЧП происходят везде, где есть дети. Но среди этих ЧП , как ни странно, мало таких, которые можно было бы назвать чем-то эксклюзивным. Как правило, ассортимент событий бывает не таким уж большим (хотя и неослабевающе-драматическим): акты детского вандализма, воровство, оскорбления, драки, издевательства… И все это может стать объектом своего рода общественного договора о допустимых в семье или в школе санкциях. Если что-то разрушено – оно должно быть восстановлено разрушителем (независимо от его умысла, мотивации, эмоций и прочих факторов). Если ты испортил с кем-то отношения – то иди и возобнови контакт, найди общий язык… (Как – сам придумай. Чтобы исправить отношения, иногда достаточно одного извинения, а иногда нужно много душевных и интеллектуальных усилий.) На самом деле логика восстановления гармоничных отношений, то есть назначение себе адекватных санкций, – это вполне доступная каждому культура справедливости.

…Инспектор Морс из английского детективного сериала назначил себе такую санкцию: подарил несправедливо задержанному владельцу автошколы антикварный руль от автомобиля, победившего в «Формуле-1» 1929 года. Подарил в момент освобождения из камеры. Извинился за свою ошибку и ушел. Подозреваемый был омерзительнейшим типом, мерзавцем, негодяем, но маньяком и серийным убийцей, как предполагал на протяжении всей серии инспектор Морс, он все-таки не был. Потому Морс и отдал ему бесценный раритет – это было формой его признания своей ошибки.

Но есть и другая традиция, отлично смоделированная в культовом отечественном сериале. «Ты не хочешь извиниться перед ним?» – спрашивает Шарапов у Жеглова, когда из-под стражи выпускают оговоренного Груздева. И получает классический ответ: «Сюда просто так никого не сажают. Пусть сначала разберется со своими женщинами»… Два мира: Жеглов живет не просто в другой стране – он живет в другой философии. Он делает личный экзистенциальный выбор: не исправлять свою очевидную ошибку, не предотвращать грядущие муки совести. Если таковые, конечно, вообще возникнут…

У нас всегда есть шансы повлиять на будущий экзистенциальный выбор наших детей. Выбор этот не в последнюю очередь зависит от того, как мы поведем себя в тот момент, когда ребенок рассыпает сахар по столу, таскает кошку за хвост, приносит двойку, врет, дерется, сквернословит или совершает другие деяния, требующие реальных, конструктивных и, что главное, неоскорбительных санкций. Что делать, если вы не хотите наказывать ребенка?

Говорить только о конкретном событии, а не о личности ребенка. Не «ты тупица в точных науках», а «ты получил двойку по математике». Не «у меня растет шпана!», а «ты сегодня подрался» и т.д.

Советоваться с ребенком по поводу необходимых санкций: «Как ты думаешь, что с этим делать?» или «Как мы можем исправить эту ситуацию?»

Проявлять терпение, когда ребенок исполняет вашу санкцию. Подбадривать его: «Ну вот, почти все…», «Молодец, у тебя замечательно получается».

Искренне выразить теплые чувства, поддержку, соразмерную количеству приложенных им усилий. “Знаешь, я горжусь сегодня своим сыном: он ошибся, но повел себя как взрослый мужчина”.

Оглавление:

1. Философия навыка
2. Уверенность без агрессии: как стать видимым?
3. Как слушать друг друга?
4. Как благодарить и где брать силы чувствовать благодарность?
5. Чужие вещи и мои решения, или как обходиться с «чужими» вещами?
6. Как учить детей признавать и исправлять ошибки?
7. Как оказать помощь, когда тебя об этом не просят?
8. Как быть, когда необходима помощь?
9. Как справляться с неуверенностью?
10. Как находить привлекательные моменты в том, что делать необходимо?

Предисловие

Уважаемый читатель!

Предлагаемая Вам книга открывает новую серию издательства «Генезис» – «Психология для жизни». Как следует из названия, книги этой серии обращены к широкому кругу читателей, мы хотели бы, чтобы они помогали людям жить – задавать себе вопросы и может быть, находить на них ответы…

Эта книга весьма необычна. В ней собраны статьи, каждая из которых посвящена психологическим закономерностям, по которым строится освоение человеком тех или иных социальных навыков – умения благодарить и просить о помощи, умения сопротивляться манипулированию и находить привлекательное в жизни…

Размышления о каждом из этих умений начинаются со слова «Как?», но это совсем не означает, что книга содержит рецепты овладения конкретным поведением. Автор рассматривает жизненные навыки глубже. Все они содержат несколько пластов: поведенческий пласт из них самый поверхностный, за ним стоят более глубокие вещи – отношение к себе и к окружающим, собственная система ценностей… Именно об этом идет речь в этой книге. Ее особенностью является то, что рассуждения о социальных умениях приводятся не в общем виде, а содержат конкретные знания по поводу каждого из анализируемых навыков.

Книга написана в жанре психологического эссе, читать которые интересно и полезно всем. Дело только в том, что это требует от читателя умения думать и размышлять.

Психолог не найдет здесь готовых рецептов, однако он получит глубокую и разностороннюю информацию о содержании возможной работы с конкретной проблемой, описание шагов этой работы. А дальше уже он может действовать самостоятельно – консультировать или разрабатывать программы занятий, использовать имеющуюся в книге информацию в разговоре с родителями или педагогами…

Родители, прочитав эту книгу, могут задуматься о том, что происходит с их детьми и с ними самими, в чем истинная суть их жизненных проблем, как им можно помочь. Впрочем, это касается не только родителей, но и вообще всех взрослых думающих людей, размышляющих о том, как сделать свою жизнь и жизнь близких людей осмысленнее, радостнее и счастливее.

Автор книги – С.В. Кривцова - известный психолог, кандидат психологических наук, имеющий опыт не только научной, преподавательской и практической работы. Преподает на кафедре психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, имеет многолетний опыт тренерской и преподавательской работы. Светлана Васильевна является автором нескольких учебно-методических пособий, среди которых - «Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины», «Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками», «Подросток на перекрестке эпох», «Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе». Может быть, какие-то или даже все эти книги уже знакомы Вам, читатель. Особенностью книг С.В.Кривцовой является умение писать просто и понятно о сложных, глубоких вещах .

Издательство «Генезис».  ~ 120 р.

 

 


Деньги за статью

1. 50 рублей за каждый новый материал и 50 рублей за каждую 1000 просмотров. Доход Автора напрямую зависит от количества просмотров его статей. Количество просмотров в свою очередь зависит от качества текста и его актуальности. Интересные и полезные статьи зарабатывают во много раз больше пустой воды.

 

2. После регистрации каждый получает права Автора – возможность загружать материалы фотообзоры и видео. Материал может быть опубликован только после одобрения Редактором. За публикацию нескольких достойных материалов яркий Автор получает права Редактора и имеет возможность самостоятельно публиковать, редактировать статьи и структуру разделов журнала, удалять спам авторов и модерировать комментарии.

 

3. Для оплаты статей, в личном кабинете необходимо указать счет Яндекс.Деньги. По почте подтвердить сверку Автора и его счет для дополнительной защиты денежного перевода и обратной связи с Автором. В разделе Вопросы найти ответ на любой вопрос по редактированию и оплате статей или задать свой вопрос в Редакцию.

 

4. Если Автор не написал за последние 30 дней ни одной статьи, то его аккаунт считается не активным и начисление денег приостанавливается. Если Автор публикует новый материал, то аккаунт вновь считается активным и поступление денег от всех статей возобновляются. Чтобы начисление денег за статьи не прерывалось, достаточно писать один материал в месяц.

 

5. Добавить материал можно самостоятельно online или письмом на адрес редакции: read@alshar.ru Права на материал принадлежат Автору. Деньги за размещенные статьи начисляются в течение всего времени, пока статьи находятся на сайте и пока аккаунт Автора активен. Таким образом, каждый написанный материал начинает приносить вам небольшой, но постоянный доход.

 

6. Репост интересного материала с другого сайта допускается, если это действительно востребованная полезная статья - ссылка на первоисточник обязательна. Оплата за репост только от 1000 просмотров. Рерайт, плагиат, искусственная накрутка просмотров, реферальные ссылки и коды, систематическое нарушение правил – блокировка аккаунта.

 

7. Любые оскорбления, угрозы, призывы к насилию и прочее недостойное поведение пресекаются редакцией сайта. Все активные участники конфликта, опустившиеся до угроз и оскорблений, могут быть заблокированы независимо от того, кто был инициатором конфликта: read@alshar.ru

Самое интересное

Пред След

Сноукайтинг

Сноукайтинг

Snowkiting - вид спорта и активного отдыха представляющего собой занятия с буксировочным кайтом исключительно на снежном покрытии с применением лыж или сноуборда. Является частью более общего понятия — зимний буксировочный кайтинг или просто зимний кайтинг, который в свою очередь является частью буксировочного кайтинга вообще, произошедшего от запуска обычного воздушного змея, то есть кайтинга.

Дом - центр мира

Дом - центр мира

Аэропорт, дождь, люди. Из самолета в машину, 20 минут и дома в люлю. 1. Здоровый сон. Большинство из нас испытывает постоянный недостаток сна — вечером после работы всегда находится масса срочных дел, а с утра надо вскакивать и бежать в офис. Сон сводится к минимуму, позволяющему хоть как-то проживать день, не «отключаясь». Приучите себя засыпать и просыпаться в одно и то же время и старайтесь...

Вера

Вера

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». (Евр.11,1). Значение веры в развитии человека заключается в том, что она дает нужное направление всем душевным силам человека — его разуму, чувствам и воле, а также приводит в гармонию его внутренний мир. Так, например, разуму она дает ясность и правильное мировоззрение, воле она дает опору и цель, чувства она очищает, облагораживает. Вера отводит...

Хуан Мануэль

Хуан Мануэль

Это классика, наверно многие знают, но может не все: Реально зарегистрированный разговор между испанцами и американцами на частоте "Экстремальные ситуации в море" навигационного канала 106 в проливе Финистерра (Галиция). 16 Октября 1997 г.

Самогонный аппарат

Самогонный аппарат

Мы, в редакции журнала Альшар, сознательные мужчины! Решили бороться с курением и может быть даже совсем отказаться от этой пагубной привычки. Но умище чем-то занять надо, переключиться на что-то интересное и увлекательное, поэтому тема этой статьи - выбор самогонного аппарата и производство домашнего качественного зелья. Спорт - это наше всё, но самогонный аппарат "Магарыч-12л-Премиум" - это вещь.

Символы

Символы

Символический язык – язык универсальный. Символика не только выражает отношения между вещами, явлениями и идеями. Однако большинство людей не владеют языком символов, не умеют расшифровать его, в то время как символы чрезвычайно важны для понимания путей развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии.

Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын...

Бизнес по-взрослому

Бизнес по-взрослому

Я  уверена, что существует всего 2 вида компаний. Представители первых компаний сосредоточены на быстрых деньгах  – каждый в них думает о том, как найти новых клиентов. Такие компании всегда находятся в борьбе за выживание, стрессе и погоне за сиюминутной выгодой. И есть второй тип компаний. Их представители сосредоточены на создании отношений:

Любовь наркотик

Любовь наркотик

Когда стрела Купидон выстреливает, то вы попадаете под её влияние. Эмоции любви так сильны, что даже самые мощные области науки не могут убедительно объяснить то чувство что мы называем любовью, это слишком сложно даже для них. Вот 8 фактов любви, которые могут помочь вам, если стрела Эроса пронзил ваше сердце.

Китайское исследование

Китайское исследование

В основе книги лежит самое масштабное в истории науки исследование связи между пищевыми привычками и хроническими болезнями. Колин Кэмпбелл — блестящий ученый, доктор наук, почетный профессор кафедры пищевой биохимии Корнелльского университета. Более 50 лет занимается вопросами питания, изучает взаимосвязь хронических заболеваний и пищевых привычек.

Дополнения для Chrome

Дополнения для Chrome

Компания Google успешно продолжила в этом году воплощение своего плана по захвату вселенной. Не последнее место в этом занимает ее фирменный браузер Chrome. Опередив весной этого года многолетнего лидера IE, этот браузер прочно утвердился на первом месте по популярности в мире. Что касается развития программы, то оно происходит просто ошеломительными темпами. Мне трудно на память подсчитать сколько за этот год сменилось версий,...

Жизнь в США

Жизнь в США

Плохой тон дурно отзываться о стране в которой живешь и людях, которые говорят на твоем родном языке - мы отражение друг друга. У нас самая замечательная страна на свете и самые душевные люди, но чтобы так утверждать надо какое-то время пожить в действительно благоприятных для жизни странах. Многие из моих друзей не вернулись на Родину после таких сравнений. Предлагаем Вашему вниманию отрывки...

Хватит думать!

Хватит думать!

Первый и самый главный шаг к осуществлению коренных и долговременных перемен в жизни - это пони­мание разницы между позитивным, негативным и пра­вильным мышлением. Представьте себе: человек садится за рояль, начинает играть, но в его музыке нет гармонии, стройной мело­дии, потому что он то и дело берет неправильные ноты. В конце концов, устав от этой дисгармонии, от чувства неудовлетворенности, от разочарований, он идет...

Какие три продукта нельзя есть

Какие три продукта нельзя есть

Друзья, кушать можно все, если очень хочется. Не обязательно становиться лютым сыромоноедом или идейным вареным овощем, чтобы иметь красивую фигуру и прекрасное здоровье. Достаточно иметь трезвую холодную голову. Баловать себя надо обязательно - иногда на праздники. А в обычной жизни - "рабочие дни" придерживаться правила не есть жирное, острое, сладкое, мучное, жареное, несвежее, ненастоящее и пр. CocaCola.

Как устроена пожарная часть

Как устроена пожарная часть

После посещения мне стало очень интересно, а как обстоят дела у нас. Я получил приглашение от посетить один из пожарно-спасательных отрядов (ПСО) московского Пожарно-Спасательного Центра (ГУ "ПСЦ") - ПСО-202. Ну что сказать … я был впечатлен, увидел совсем не то, что ожидал: новенькое здание, первоклассное оборудование, включающее даже тепловизоры, общительные, веселые пожарные. А еще, когда я спросил одного из них о зарплате,...

Как сделать работников счастливыми

Как сделать работников счастливыми

«Счастливые сотрудники работают лучше». Эту теорему после исследования ученых из Университета Канзаса можно считать доказанной. Как работодатель может сделать своих работников счастливыми?

Лидерство через конфликт

Лидерство через конфликт

Форсайт Игра  «Лидерство через конфликт. Управление конфликтирующими структурами». Игра будет интересна генеральным и функциональным директорам, слушателям программ МВА. Тем людям, которые входят в проектные команды по выработке стратегии конкурентоспособности, либо принимают стратегические решения. Тем, кто конкурирует на уровне отдельной личности, компании, кластера.

Демократия

Демократия

Передо мной ксерокопия паспорта одного из старейших «борцов с режимом» в России. Номер паспорта - 7 10160620. Выдан 23 декабря 2002 года Национальным паспортным центром в Портсмуте, США, и, соответственно, национальная принадлежность владельца документа – Соединенные Штаты Америки. Имя владельца документа – Алексеева Людмила. Та самая, 1927 года рождения, глава Московской Хельсинкской группы, чью деятельность на российской земле оплачивают Ford Foundation, Mac...

Неделание

Неделание

Неделание (от англ. not-doing) как противоположность делания, которое всем людям знакомо с детства. Мир представляется таким, как представляется именно вследствии делания и без делания он был бы другим. Неделание приоткрывает иной взгляд на мир, дает новый способ его восприятия и является способом остановки мира и накопления энергии. Неделание заключается в умышленном нарушении привычных шаблонов поведения, совершении действий, не являющихся общепринятыми. Ключом к неделанию являются тени...

Склад ума

Склад ума

Многие люди считают позитивное мышление нереалистичным, потому что таким образом мыслящий человек якобы просто хочет избежать проблем, трагедий и безнадежности. Но дело вовсе не в этом. Позитивное мышление характеризует отношение к своим проблемам и проблемам человечества, а также способствует их разрешению с помощью конструктивных действий. Различие между людьми с позитивным и негативным мышлением можно продемонстрировать на примере их отношения к стакану, наполненному водой...