ALSHAR

настроение желания

Главная » Обзоры » Книги » Навыки жизни: в согласии с собой и миром
(9 голоса, среднее 5.00 из 5)

Навыки жизни: в согласии с собой и миром

«То, как мы слышим мир, – это не столько отражение реальной картины мира, сколько портрет нас сегодняшних. «Я – это то, как я слышу мир; если отбросить все маски, останется только это», – говорят восточные мудрецы, искренне полагая, что все смыслы нейтрального мира исходят от самого человека. Хочешь – живи в мире светлом и осмысленном, хочешь – в несправедливом и угрожающем. Мы слышим так, как можем, и то, что можем. И не слышим того, что пока не можем услышать, хоть повторяй нам великие истины по десять раз в день, хоть пиши их чёрным по белому», – пишет в одном из психологических эссе, вошедших в книгу «Навыки жизни: в согласии с собой и миром», известный психолог Светлана Кривцова.

Книга подойдёт как для родителей, так и для подростков, которые начинают самоопределяться в жизни. Родители и дети найдут ответы на сложные вопросы «Как…» и получат возможность сформировать необходимые жизненные навыки.

К числу жизненно необходимых навыков автор относит умение отказывать, не испытывая при это чувства вины, навыки активного слушания, заезженной пластинки, уверенного требования, когда кто-то нарушает договрённости, навык реагирования на справедливую и несправедливую критику.

Каждое эссе – это не просто размышления на заданную тему, но и конкретные пошаговые рекомендации о том, как действовать в той или иной ситуации. Вывод, который могут сделать родители после прочтения книги, только один: глупо применять наказания и читать мораль ребёнку, когда можно действовать гораздо мудрее и научиться вместе выходить из сложных ситуаций с достоинством.

Книга посвящена психологическим закономерностям освоения человеком социальных навыков, умения благодарить и просить о помощи, умения сопротивляться манипулированию и находить привлекательное в жизни. Написанная в жанре психологического эссе, она может быть интересна и полезна широкому кругу читателей. Психолог получит глубокую и разностороннюю информацию о содержании возможной работы с конкретной проблемой, описание шагов этой работы, изложение интересных примеров. Родители, прочитав эту книгу, задумаются о том, что происходит с их детьми и с ними самими, увидят пути взаимодействия и способы помощи.

Главы/Параграфы

…Деньги потерял, а прощения не просит. Сервиз грохнул – и хоть бы хны. Смотрит и молчит. Должен же он в конце концов признать свою вину - извиниться, по крайней мере! Легко и приятно отвечать за успехи и достижения, тяжело и в любом возрасте грустно признавать свою ответственность за неудачу. Признавать ошибки взрослые не любят не меньше детей.


Дети, как правило, неохотно просят прощения, с трудом соглашаются со своей – даже для всех очевидной – виной. Такие простые вроде бы слова: «Прости меня, я виноват», их можно произнести скороговоркой, а вот поди ж ты: молчит. Или еще хуже – агрессивно огрызается.

…Привычнее думать, что эта демонстративная «презумпция невиновности» и упорная «игра в непонимание» не серьезная психологическая проблема, а невоспитанность, незнание правил этикета. Но со временем приходится признать: умение ребенка легко и просто извиняться за проступки, как серьезные, так и легковесные, может быть просто заученным ритуалом и формальностью в отличие от действительной (пусть даже невнятно проговоренной) способности признавать свои ошибки. Ибо последнее выходит далеко за рамки хорошего или дурного тона в семейной системе ценностей.

Умение признать собственную ошибку формируется в раннем детстве. И главным тут является отношение взрослых к ошибке ребенка. В авторитарной педагогике, требующей от ребенка безупречного функционирования в заданном положительном образе, любая ошибка как бы выделяется красным карандашом и рассматривается как преступление домашнего (в лучшем случае) масштаба. Ошибка недопустима – она должна, по мнению взрослых, вызывать у ребенка острое, болезненное чувство вины и стыда.

В этой парадигме всякий промах ребенка – осложнение жизни для взрослых («Что же Я теперь буду делать!» или даже «Что же ты со МНОЙ делаешь?!»), а не мотив последующих самостоятельных действий. У здорового полуторагодовалого малыша существует рефлекс: что-то разлив на столе, он, как котенок лапками, убирает за собой – тут же размазывает это, вытирает, то есть пытается исправить разруху. Но мама, как правило, обнаружив пролитое на столе молоко, тут же хватается за полотенце: «Ой, что же ты натворил! Убери руки, я сама вытру». Дитя же слышит: «Замри и испугайся, пока мама. расхлебывает последствия моего неосторожного движения. Бедная мама, она исправляет мою ошибку». Так формируется неконструктивный способ разрешения ситуации: ты сотворил – ты виноват – сиди и смотри, как другие убирают за тобой.

Тот же стиль реагирования на ошибки ребенок переживает и в более позднем возрасте: мама, папа, бабушка, учительница – все начинают сердиться, когда он ошибается. Проблема большинства родителей, демонстрирующих такое поведение в том, что они не дают ему права на ошибку, а ведь это право есть у любого человека, который только учится что-то делать. Если ребенок пролил молоко – он всего лишь пролил молоко, но родители с каким-то упоением начинают называть его растяпой, или неряхой, или слоном в посудной лавке и т.д., тем самым отождествляя жест и личность, промах и характер.. Однако «что проку в пролитом стакане молока? – спрашивал Жан-Жак Руссо в своем знаменитом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании». – Молоко должно быть вытерто, а санкция возможна только одна – человек остается без молока».

В гуманистической педагогике – совсем другой подход. Не наказание, но санкция (воспользуемся определением Руссо) – вот базовое понятие для формирования навыка признавать свои ошибки. Известно, что наказание разрушает личность и вовсе не способствует здоровому мировосприятию. Санкции (то есть самостоятельно осмысленные последствия собственных действий), напротив, проясняют и структурируют всю картину происшедшего, ибо соответствуют поступку, а не нашей реакции на него. Процесс санкционированного осознания события состоит из трех стадий. Первая – стадия принятия: « Да, я совершил ошибку. Это факт. С этим фактом надо что-то делать». Вторая стадия – понимание того, что можно сделать, чтобы ошибка была каким-то образом компенсирована. Третья – стадия исполнения (вытираю пресловутое молоко, исправляю двойку, извиняюсь перед тем, кого обидел, и т.д. )

Первое отличие санкции от наказания – ее логическое соответствие событию. Не надо запрещать ученице качаться на стуле, даже если стул вот-вот сломается, – достаточно сказать: «Пожалуйста, постой немного, тогда, может быть, стул не сломается так быстро». Если ребенок набросал шелуху от семечек под партой, он должен всего лишь убрать мусор, но вовсе не выходить из класса в коридор. Если нагрубил учительнице, он должен извиниться перед ней, но это не повод отказывать ему в экскурсии.

Второе отличие – соразмерность санкции поступку (в то время как наказания обычно превышают его). Если та же шелуха валяется под твоей партой, ты должен убрать только под своей партой. И незачем убирать в таком случае весь класс – потому что ребенку захочется тут же уравнять масштабы «наказания и преступления» и следующая партия подсолнечной шелухи будет разбросана уже по всему классу.

И наконец, третье отличие – созидательный характер санкций: они касаются только конкретного поступка и никогда – личности ребенка. Они безоценочны и безэмоциональны. Вместо того чтобы испытывать чувство вины, ребенку достаточно просто исправить то, что он сделал.

Почему так трудно признавать свою ошибку? Почему механизмы психологической защиты ребенка так быстро включаются даже в самых незначительных ситуациях? Потому что признание своей неправоты действительно требует мужества – ты при всех обнажаешь свою «неправильную сущность», ты открываешься и ждешь удара, который обычно за этим следует. К чувству вины добавляется обида. Это противоестественно.

ЧП происходят везде, где есть дети. Но среди этих ЧП , как ни странно, мало таких, которые можно было бы назвать чем-то эксклюзивным. Как правило, ассортимент событий бывает не таким уж большим (хотя и неослабевающе-драматическим): акты детского вандализма, воровство, оскорбления, драки, издевательства… И все это может стать объектом своего рода общественного договора о допустимых в семье или в школе санкциях. Если что-то разрушено – оно должно быть восстановлено разрушителем (независимо от его умысла, мотивации, эмоций и прочих факторов). Если ты испортил с кем-то отношения – то иди и возобнови контакт, найди общий язык… (Как – сам придумай. Чтобы исправить отношения, иногда достаточно одного извинения, а иногда нужно много душевных и интеллектуальных усилий.) На самом деле логика восстановления гармоничных отношений, то есть назначение себе адекватных санкций, – это вполне доступная каждому культура справедливости.

…Инспектор Морс из английского детективного сериала назначил себе такую санкцию: подарил несправедливо задержанному владельцу автошколы антикварный руль от автомобиля, победившего в «Формуле-1» 1929 года. Подарил в момент освобождения из камеры. Извинился за свою ошибку и ушел. Подозреваемый был омерзительнейшим типом, мерзавцем, негодяем, но маньяком и серийным убийцей, как предполагал на протяжении всей серии инспектор Морс, он все-таки не был. Потому Морс и отдал ему бесценный раритет – это было формой его признания своей ошибки.

Но есть и другая традиция, отлично смоделированная в культовом отечественном сериале. «Ты не хочешь извиниться перед ним?» – спрашивает Шарапов у Жеглова, когда из-под стражи выпускают оговоренного Груздева. И получает классический ответ: «Сюда просто так никого не сажают. Пусть сначала разберется со своими женщинами»… Два мира: Жеглов живет не просто в другой стране – он живет в другой философии. Он делает личный экзистенциальный выбор: не исправлять свою очевидную ошибку, не предотвращать грядущие муки совести. Если таковые, конечно, вообще возникнут…

У нас всегда есть шансы повлиять на будущий экзистенциальный выбор наших детей. Выбор этот не в последнюю очередь зависит от того, как мы поведем себя в тот момент, когда ребенок рассыпает сахар по столу, таскает кошку за хвост, приносит двойку, врет, дерется, сквернословит или совершает другие деяния, требующие реальных, конструктивных и, что главное, неоскорбительных санкций. Что делать, если вы не хотите наказывать ребенка?

Говорить только о конкретном событии, а не о личности ребенка. Не «ты тупица в точных науках», а «ты получил двойку по математике». Не «у меня растет шпана!», а «ты сегодня подрался» и т.д.

Советоваться с ребенком по поводу необходимых санкций: «Как ты думаешь, что с этим делать?» или «Как мы можем исправить эту ситуацию?»

Проявлять терпение, когда ребенок исполняет вашу санкцию. Подбадривать его: «Ну вот, почти все…», «Молодец, у тебя замечательно получается».

Искренне выразить теплые чувства, поддержку, соразмерную количеству приложенных им усилий. “Знаешь, я горжусь сегодня своим сыном: он ошибся, но повел себя как взрослый мужчина”.

Оглавление:

1. Философия навыка
2. Уверенность без агрессии: как стать видимым?
3. Как слушать друг друга?
4. Как благодарить и где брать силы чувствовать благодарность?
5. Чужие вещи и мои решения, или как обходиться с «чужими» вещами?
6. Как учить детей признавать и исправлять ошибки?
7. Как оказать помощь, когда тебя об этом не просят?
8. Как быть, когда необходима помощь?
9. Как справляться с неуверенностью?
10. Как находить привлекательные моменты в том, что делать необходимо?

Предисловие

Уважаемый читатель!

Предлагаемая Вам книга открывает новую серию издательства «Генезис» – «Психология для жизни». Как следует из названия, книги этой серии обращены к широкому кругу читателей, мы хотели бы, чтобы они помогали людям жить – задавать себе вопросы и может быть, находить на них ответы…

Эта книга весьма необычна. В ней собраны статьи, каждая из которых посвящена психологическим закономерностям, по которым строится освоение человеком тех или иных социальных навыков – умения благодарить и просить о помощи, умения сопротивляться манипулированию и находить привлекательное в жизни…

Размышления о каждом из этих умений начинаются со слова «Как?», но это совсем не означает, что книга содержит рецепты овладения конкретным поведением. Автор рассматривает жизненные навыки глубже. Все они содержат несколько пластов: поведенческий пласт из них самый поверхностный, за ним стоят более глубокие вещи – отношение к себе и к окружающим, собственная система ценностей… Именно об этом идет речь в этой книге. Ее особенностью является то, что рассуждения о социальных умениях приводятся не в общем виде, а содержат конкретные знания по поводу каждого из анализируемых навыков.

Книга написана в жанре психологического эссе, читать которые интересно и полезно всем. Дело только в том, что это требует от читателя умения думать и размышлять.

Психолог не найдет здесь готовых рецептов, однако он получит глубокую и разностороннюю информацию о содержании возможной работы с конкретной проблемой, описание шагов этой работы. А дальше уже он может действовать самостоятельно – консультировать или разрабатывать программы занятий, использовать имеющуюся в книге информацию в разговоре с родителями или педагогами…

Родители, прочитав эту книгу, могут задуматься о том, что происходит с их детьми и с ними самими, в чем истинная суть их жизненных проблем, как им можно помочь. Впрочем, это касается не только родителей, но и вообще всех взрослых думающих людей, размышляющих о том, как сделать свою жизнь и жизнь близких людей осмысленнее, радостнее и счастливее.

Автор книги – С.В. Кривцова - известный психолог, кандидат психологических наук, имеющий опыт не только научной, преподавательской и практической работы. Преподает на кафедре психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, имеет многолетний опыт тренерской и преподавательской работы. Светлана Васильевна является автором нескольких учебно-методических пособий, среди которых - «Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины», «Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками», «Подросток на перекрестке эпох», «Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе». Может быть, какие-то или даже все эти книги уже знакомы Вам, читатель. Особенностью книг С.В.Кривцовой является умение писать просто и понятно о сложных, глубоких вещах .

Издательство «Генезис».  ~ 120 р.

 

 


Деньги за статью

1. 50 рублей за каждый новый материал и 50 рублей за каждую 1000 просмотров. Доход Автора напрямую зависит от количества просмотров его статей. Количество просмотров в свою очередь зависит от качества текста и его актуальности. Интересные и полезные статьи зарабатывают во много раз больше пустой воды.

 

2. После регистрации каждый получает права Автора – возможность загружать материалы фотообзоры и видео. Материал может быть опубликован только после одобрения Редактором. За публикацию нескольких достойных материалов яркий Автор получает права Редактора и имеет возможность самостоятельно публиковать, редактировать статьи и структуру разделов журнала, удалять спам авторов и модерировать комментарии.

 

3. Для оплаты статей, в личном кабинете необходимо указать счет Яндекс.Деньги. По почте подтвердить сверку Автора и его счет для дополнительной защиты денежного перевода и обратной связи с Автором. В разделе Вопросы найти ответ на любой вопрос по редактированию и оплате статей или задать свой вопрос в Редакцию.

 

4. Если Автор не написал за последние 30 дней ни одной статьи, то его аккаунт считается не активным и начисление денег приостанавливается. Если Автор публикует новый материал, то аккаунт вновь считается активным и поступление денег от всех статей возобновляются. Чтобы начисление денег за статьи не прерывалось, достаточно писать один материал в месяц.

 

5. Добавить материал можно самостоятельно online или письмом на адрес редакции: read@alshar.ru Права на материал принадлежат Автору. Деньги за размещенные статьи начисляются в течение всего времени, пока статьи находятся на сайте и пока аккаунт Автора активен. Таким образом, каждый написанный материал начинает приносить вам небольшой, но постоянный доход.

 

6. Репост интересного материала с другого сайта допускается, если это действительно востребованная полезная статья - ссылка на первоисточник обязательна. Оплата за репост только от 1000 просмотров. Рерайт, плагиат, искусственная накрутка просмотров, реферальные ссылки и коды, систематическое нарушение правил – блокировка аккаунта.

 

7. Любые оскорбления, угрозы, призывы к насилию и прочее недостойное поведение пресекаются редакцией сайта. Все активные участники конфликта, опустившиеся до угроз и оскорблений, могут быть заблокированы независимо от того, кто был инициатором конфликта: read@alshar.ru

Самое интересное

Пред След

Почему надо помнить

Почему надо помнить

ПОЧЕМУ МЫ ПРОСТО ОБЯЗАНЫ ПРАЗДНОВАТЬ ДЕНЬ ПОБЕДЫ?! Питерский поэт Антон Чёрный, проживающий в данный момент времени в США, прислал весточку: ПОЧЕМУ НАДО ПРАЗДНОВАТЬ ДЕНЬ ПОБЕДЫ? Кому-то не очень понятно, зачем 70 лет спустя отмечать его так широко. Неужели ещё нужно кому-то что-то доказывать? Ведь это русские победили немцев, ясен же пень.

Секрет воспитания

Секрет воспитания

Секрет воспитания найден. Не пытайтесь сделать детей лучше, чем вы сами. В принципе, это вся концепция. Могу немного расширить, так сказать. Ну, например, вы сидите в компьютере целый день или телек смотрите, а ребенку хотите добра и запрещаете смотреть мультики больше часа. Почему? А потому, что Вы хотите, чтобы деть вырос ЛУЧШЕ Вас. Правильно? Конечно правильно!

Точка силы

Точка силы

Считайте настоящий момент своей точкой силы, то есть той точкой во времени и пространстве, в которой сосредоточены все ваши возможности, ваш потенциал, поскольку именно сейчас вы можете максимально его реализовать. Для большинства из нас представление о настоящем моменте сводится лишь к некой концепции, теоретической идее. Если существует точка соединения всех созидательных сил Вселенной, то как можно быть уверенным в том, что эта...

Изменение настроения

Изменение настроения

Как только вы поставите перед собой четкую цель, сразу неизбежно возникнет мысль о невозможности ее осуществления. «Я не знаю, как это сделать. Я не знаю, получится ли. Я чувствую себя беспомощным. Кто мне поможет? Где я возьму деньги? Что, если ничего не вый­дет? Вдруг я потерплю неудачу?» - паникует подсозна­ние, пытаясь защитить вас от возможных потерь.

Сожаления

Сожаления

Сожаления… Они бывают разными. Кто-то сожалеет о неправильно выбранном институте или специальности, другие – об упущенной должности, третьи – о том, что промахнулись с выбором спутника жизни. Робкие грустят о несделанном, отчаянные понимают, что многое сделали зря. Но прошлое не изменить, можно лишь вынести урок на будущее…

Антигравитация

Антигравитация

Руссский ученый, лауреат премии Правительства России Владимир Леонов создал фундаментальную теорию Суперобъединения, которая выводит российскую фундаментальную науку в мировые лидеры. Ученый поделился с нами результатами испытаний квантового двигателя с горизонтальной тягой в 50 кг силы в импульсе, прошедшими в 2009 году. Прошло более пяти лет, и мы поинтересовались сегодняшним состоянием дел:

Любовь

Любовь

Я была безумно счастлива. Сегодня я узнала, кто я… Я была Богом! Точнее, наверное, Богиней, но… У Бога ведь не может быть половых признаков. Значит, я просто Бог. Я покатала во рту это непривычное слово: Бог. Повторила глупую, по моим понятиям, фразу: «Зовите меня просто – Бог». Звучало как-то диковато. Открытие было настолько ошеломляющим, что просто кружилась голова.

Рождение идеи

Рождение идеи

Идеализированное проектирование - это способ планировать изменения, который можно сформулировать обманчиво просто: при решении практически любой проблемы способ получить наилучший результат состоит в том, чтобы вообразить возможное идеальное решение, а затем вернуться к сегодняшней ситуации. Это застрахует вас от выдвижения мыслимых препятствий еще до того, как вы осознаете, в чем состоит идеал. Практическую мощь этой идеи лучше всего иллюстрирует опыт, приобретенный одним из...

Барная стойка на кухне

Барная стойка на кухне

Обустраивая кухню на современный лад, трудно отказать себе в таком удовольствии, как барная стойка. Она создает особое настроение праздника, раскованности и непринужденности, довольно органично вписывается в современный стиль жилья, в нашу торопливую жизнь.

Почему не победить русских

Почему не победить русских

Это знаменитое фото. Грузия, 08.08.08 г. После разгрома грузинской армии её отступившие части перегруппировались и решили вернуться в Гори, но наткнулись на российский блокпост. На фотографии видно, как солдат ВС РФ с пулемётом наперевес противостоит мотопехоте ВС Грузии. Офицеры колонны угрожали пулемётчику, чтобы тот отошел с дороги и пропустил их, на что они услышали в ответ «Идите…» Затем с пулемётчиком пытались поговорить СМИ,...

Цена и стоимость

Цена и стоимость

Многие начинающие и действующие предприниматели боятся продавать дорогие товары или делать большую наценку, думая, что товар с высокой ценой никто не купит. А все потому, что многие путают цену и стоимость данного товара. То, что потенциальный покупатель видит на ценнике — это цена, а то, что он получает от данной покупки — это стоимость. Т.е. цена — это то, что мы платим,...

Природные антибиотики

Природные антибиотики

С появлением антибиотиков человечество, наконец, смогло научиться противостоять многим опасным недугам. Только за внешней пользой в борьбе с болезнями существуют еще и побочные эффекты, которые оказываются порой весьма опасными для здоровья человека. К счастью, существуют природные «антибиотики», польза которых незаслуженно забыта. Сколько средств приходится испробовать на себе, чтобы вылечить надоевший насморк? Данная проблема знакома многим, но практически никто не знает о том, что знакомый...

Исключить - диета к лету

Исключить - диета к лету

Смысл данной диеты - это очищение организма с помощью исключения из рациона питания отдельных продуктов. Продукты, которые мы употребляем в пищу, становятся либо "кирпичиками" здоровья, либо причинами различных недомоганий. Неопределенная тяжесть или явные жалобы на утомляемость, раздражительность, сонливость, депрессию, головные боли, колики в животе, отеки и повышение веса, тошноту, рвоту, понос, боли в печени, в суставах, горле, кожные высыпания, зуд и жжение вокруг рта, заложенный...

Электронный этикет

Электронный этикет

Хорошие манеры никогда не выходят из моды, а при развитии технологий приходится быть любезным не только при общении лицом к лицу, но и во время удаленных контактов. Приходилось ли вам оказываться в ситуации, когда вы не знали, можно или нельзя ответить на звонок во время обеда? Или задумываться о правилах хорошего тона при ответе на электронные сообщения? Журнал Forbes предлагает список 10...

10 признаков депрессии

10 признаков депрессии

Депрессия изнурительна и коварна. Излишняя самоуверенность, повышенное либидо, бесчувственность. Все это признаки приближающейся беды. Чем дольше закрываете глаза на недуг, тем только хуже. Проверьте себя. В мире небывалая эпидемия депрессии. Психологический недуг уже сравнивают с простудой по частоте заболевания. 10-25% женщин и 5-12% мужчин (американская статистика) попадают в клинику с диагнозом депрессия. Кризис только усугубляет положение. Если вы игнорируете или отрицаете болезнь, вы не...

Убеждения о своем теле

Убеждения о своем теле

Невероятно, но факт – большинство людей живет в состоянии хронического недовольства своим телом, своей внешностью. Каждый по-своему переживает это обстоятельство, но хорошего в этом мало. Если вам не нравятся ваши тапочки, их можно выкинуть. А вот куда деть бедра, ногу или нос, совершенно непонятно! Что удивительно, при всем при этом тело продолжает нам служить. Представьте себе: вы долгое время недовольны каким-то человеком (родителем,...

Ношение холодного оружия

Ношение холодного оружия

Носить ножи можно. Ответственность за ношение ножей упразднена в 2004 году. В России за незаконное ношение холодного оружия ответственность административная. Сейчас же за нарушение правил хранения или ношения холодного оружия возможно только привлечение к административной ответственности

Туры в Мадрид, Испания

Туры в Мадрид, Испания

Отдых в Мадриде точно будет незабываемым, если вы не собираетесь проводить время в отеле, а постараетесь почаще бывать на экскурсиях, где вам покажут основные достопримечательности мегаполиса. Россиянам нравится отдыхать в испанских городах, так как уровень цен здесь немного ниже, чем в других странах ЕС, а предоставляемый сервис ничуть не хуже. Особенно пользуются популярностью горящие туры в Испанию, из Спб можно вылететь прямым рейсом до Мадрида — столицы этого государства, а уже...

Как устроен круизный лайнер

Как устроен круизный лайнер

Наш круизный лайнер строили 18 месяцев и он обошелся компании Holland-America Line в 445 миллионов долларов. Если честно, то я думал, что лайнер такого размера и с такой богатой отделкой стоит гораздо дороже. Это был мой 6-й круиз, но мне впервые удалось попасть за двери с надписью "Staff only". В этот раз для 13 счастливчиков на лайнере устроили четырехчасовую экскурсию по закулисью...

Уверенность в себе

Уверенность в себе

Уверенность в себе — свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей.  Для создания и укрепления высокой нервной силы необходимо помнить о следующем: