ALSHAR

настроение желания

ИТ Аутсорсинг

Главная » Обзоры » Книги » Навыки жизни: в согласии с собой и миром
Среда, 18 Июл 2018
(9 голоса, среднее 5.00 из 5)

Навыки жизни: в согласии с собой и миром

«То, как мы слышим мир, – это не столько отражение реальной картины мира, сколько портрет нас сегодняшних. «Я – это то, как я слышу мир; если отбросить все маски, останется только это», – говорят восточные мудрецы, искренне полагая, что все смыслы нейтрального мира исходят от самого человека. Хочешь – живи в мире светлом и осмысленном, хочешь – в несправедливом и угрожающем. Мы слышим так, как можем, и то, что можем. И не слышим того, что пока не можем услышать, хоть повторяй нам великие истины по десять раз в день, хоть пиши их чёрным по белому», – пишет в одном из психологических эссе, вошедших в книгу «Навыки жизни: в согласии с собой и миром», известный психолог Светлана Кривцова.

Книга подойдёт как для родителей, так и для подростков, которые начинают самоопределяться в жизни. Родители и дети найдут ответы на сложные вопросы «Как…» и получат возможность сформировать необходимые жизненные навыки.

К числу жизненно необходимых навыков автор относит умение отказывать, не испытывая при это чувства вины, навыки активного слушания, заезженной пластинки, уверенного требования, когда кто-то нарушает договрённости, навык реагирования на справедливую и несправедливую критику.

Каждое эссе – это не просто размышления на заданную тему, но и конкретные пошаговые рекомендации о том, как действовать в той или иной ситуации. Вывод, который могут сделать родители после прочтения книги, только один: глупо применять наказания и читать мораль ребёнку, когда можно действовать гораздо мудрее и научиться вместе выходить из сложных ситуаций с достоинством.

Книга посвящена психологическим закономерностям освоения человеком социальных навыков, умения благодарить и просить о помощи, умения сопротивляться манипулированию и находить привлекательное в жизни. Написанная в жанре психологического эссе, она может быть интересна и полезна широкому кругу читателей. Психолог получит глубокую и разностороннюю информацию о содержании возможной работы с конкретной проблемой, описание шагов этой работы, изложение интересных примеров. Родители, прочитав эту книгу, задумаются о том, что происходит с их детьми и с ними самими, увидят пути взаимодействия и способы помощи.

Главы/Параграфы

…Деньги потерял, а прощения не просит. Сервиз грохнул – и хоть бы хны. Смотрит и молчит. Должен же он в конце концов признать свою вину - извиниться, по крайней мере! Легко и приятно отвечать за успехи и достижения, тяжело и в любом возрасте грустно признавать свою ответственность за неудачу. Признавать ошибки взрослые не любят не меньше детей.


Дети, как правило, неохотно просят прощения, с трудом соглашаются со своей – даже для всех очевидной – виной. Такие простые вроде бы слова: «Прости меня, я виноват», их можно произнести скороговоркой, а вот поди ж ты: молчит. Или еще хуже – агрессивно огрызается.

…Привычнее думать, что эта демонстративная «презумпция невиновности» и упорная «игра в непонимание» не серьезная психологическая проблема, а невоспитанность, незнание правил этикета. Но со временем приходится признать: умение ребенка легко и просто извиняться за проступки, как серьезные, так и легковесные, может быть просто заученным ритуалом и формальностью в отличие от действительной (пусть даже невнятно проговоренной) способности признавать свои ошибки. Ибо последнее выходит далеко за рамки хорошего или дурного тона в семейной системе ценностей.

Умение признать собственную ошибку формируется в раннем детстве. И главным тут является отношение взрослых к ошибке ребенка. В авторитарной педагогике, требующей от ребенка безупречного функционирования в заданном положительном образе, любая ошибка как бы выделяется красным карандашом и рассматривается как преступление домашнего (в лучшем случае) масштаба. Ошибка недопустима – она должна, по мнению взрослых, вызывать у ребенка острое, болезненное чувство вины и стыда.

В этой парадигме всякий промах ребенка – осложнение жизни для взрослых («Что же Я теперь буду делать!» или даже «Что же ты со МНОЙ делаешь?!»), а не мотив последующих самостоятельных действий. У здорового полуторагодовалого малыша существует рефлекс: что-то разлив на столе, он, как котенок лапками, убирает за собой – тут же размазывает это, вытирает, то есть пытается исправить разруху. Но мама, как правило, обнаружив пролитое на столе молоко, тут же хватается за полотенце: «Ой, что же ты натворил! Убери руки, я сама вытру». Дитя же слышит: «Замри и испугайся, пока мама. расхлебывает последствия моего неосторожного движения. Бедная мама, она исправляет мою ошибку». Так формируется неконструктивный способ разрешения ситуации: ты сотворил – ты виноват – сиди и смотри, как другие убирают за тобой.

Тот же стиль реагирования на ошибки ребенок переживает и в более позднем возрасте: мама, папа, бабушка, учительница – все начинают сердиться, когда он ошибается. Проблема большинства родителей, демонстрирующих такое поведение в том, что они не дают ему права на ошибку, а ведь это право есть у любого человека, который только учится что-то делать. Если ребенок пролил молоко – он всего лишь пролил молоко, но родители с каким-то упоением начинают называть его растяпой, или неряхой, или слоном в посудной лавке и т.д., тем самым отождествляя жест и личность, промах и характер.. Однако «что проку в пролитом стакане молока? – спрашивал Жан-Жак Руссо в своем знаменитом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании». – Молоко должно быть вытерто, а санкция возможна только одна – человек остается без молока».

В гуманистической педагогике – совсем другой подход. Не наказание, но санкция (воспользуемся определением Руссо) – вот базовое понятие для формирования навыка признавать свои ошибки. Известно, что наказание разрушает личность и вовсе не способствует здоровому мировосприятию. Санкции (то есть самостоятельно осмысленные последствия собственных действий), напротив, проясняют и структурируют всю картину происшедшего, ибо соответствуют поступку, а не нашей реакции на него. Процесс санкционированного осознания события состоит из трех стадий. Первая – стадия принятия: « Да, я совершил ошибку. Это факт. С этим фактом надо что-то делать». Вторая стадия – понимание того, что можно сделать, чтобы ошибка была каким-то образом компенсирована. Третья – стадия исполнения (вытираю пресловутое молоко, исправляю двойку, извиняюсь перед тем, кого обидел, и т.д. )

Первое отличие санкции от наказания – ее логическое соответствие событию. Не надо запрещать ученице качаться на стуле, даже если стул вот-вот сломается, – достаточно сказать: «Пожалуйста, постой немного, тогда, может быть, стул не сломается так быстро». Если ребенок набросал шелуху от семечек под партой, он должен всего лишь убрать мусор, но вовсе не выходить из класса в коридор. Если нагрубил учительнице, он должен извиниться перед ней, но это не повод отказывать ему в экскурсии.

Второе отличие – соразмерность санкции поступку (в то время как наказания обычно превышают его). Если та же шелуха валяется под твоей партой, ты должен убрать только под своей партой. И незачем убирать в таком случае весь класс – потому что ребенку захочется тут же уравнять масштабы «наказания и преступления» и следующая партия подсолнечной шелухи будет разбросана уже по всему классу.

И наконец, третье отличие – созидательный характер санкций: они касаются только конкретного поступка и никогда – личности ребенка. Они безоценочны и безэмоциональны. Вместо того чтобы испытывать чувство вины, ребенку достаточно просто исправить то, что он сделал.

Почему так трудно признавать свою ошибку? Почему механизмы психологической защиты ребенка так быстро включаются даже в самых незначительных ситуациях? Потому что признание своей неправоты действительно требует мужества – ты при всех обнажаешь свою «неправильную сущность», ты открываешься и ждешь удара, который обычно за этим следует. К чувству вины добавляется обида. Это противоестественно.

ЧП происходят везде, где есть дети. Но среди этих ЧП , как ни странно, мало таких, которые можно было бы назвать чем-то эксклюзивным. Как правило, ассортимент событий бывает не таким уж большим (хотя и неослабевающе-драматическим): акты детского вандализма, воровство, оскорбления, драки, издевательства… И все это может стать объектом своего рода общественного договора о допустимых в семье или в школе санкциях. Если что-то разрушено – оно должно быть восстановлено разрушителем (независимо от его умысла, мотивации, эмоций и прочих факторов). Если ты испортил с кем-то отношения – то иди и возобнови контакт, найди общий язык… (Как – сам придумай. Чтобы исправить отношения, иногда достаточно одного извинения, а иногда нужно много душевных и интеллектуальных усилий.) На самом деле логика восстановления гармоничных отношений, то есть назначение себе адекватных санкций, – это вполне доступная каждому культура справедливости.

…Инспектор Морс из английского детективного сериала назначил себе такую санкцию: подарил несправедливо задержанному владельцу автошколы антикварный руль от автомобиля, победившего в «Формуле-1» 1929 года. Подарил в момент освобождения из камеры. Извинился за свою ошибку и ушел. Подозреваемый был омерзительнейшим типом, мерзавцем, негодяем, но маньяком и серийным убийцей, как предполагал на протяжении всей серии инспектор Морс, он все-таки не был. Потому Морс и отдал ему бесценный раритет – это было формой его признания своей ошибки.

Но есть и другая традиция, отлично смоделированная в культовом отечественном сериале. «Ты не хочешь извиниться перед ним?» – спрашивает Шарапов у Жеглова, когда из-под стражи выпускают оговоренного Груздева. И получает классический ответ: «Сюда просто так никого не сажают. Пусть сначала разберется со своими женщинами»… Два мира: Жеглов живет не просто в другой стране – он живет в другой философии. Он делает личный экзистенциальный выбор: не исправлять свою очевидную ошибку, не предотвращать грядущие муки совести. Если таковые, конечно, вообще возникнут…

У нас всегда есть шансы повлиять на будущий экзистенциальный выбор наших детей. Выбор этот не в последнюю очередь зависит от того, как мы поведем себя в тот момент, когда ребенок рассыпает сахар по столу, таскает кошку за хвост, приносит двойку, врет, дерется, сквернословит или совершает другие деяния, требующие реальных, конструктивных и, что главное, неоскорбительных санкций. Что делать, если вы не хотите наказывать ребенка?

Говорить только о конкретном событии, а не о личности ребенка. Не «ты тупица в точных науках», а «ты получил двойку по математике». Не «у меня растет шпана!», а «ты сегодня подрался» и т.д.

Советоваться с ребенком по поводу необходимых санкций: «Как ты думаешь, что с этим делать?» или «Как мы можем исправить эту ситуацию?»

Проявлять терпение, когда ребенок исполняет вашу санкцию. Подбадривать его: «Ну вот, почти все…», «Молодец, у тебя замечательно получается».

Искренне выразить теплые чувства, поддержку, соразмерную количеству приложенных им усилий. “Знаешь, я горжусь сегодня своим сыном: он ошибся, но повел себя как взрослый мужчина”.

Оглавление:

1. Философия навыка
2. Уверенность без агрессии: как стать видимым?
3. Как слушать друг друга?
4. Как благодарить и где брать силы чувствовать благодарность?
5. Чужие вещи и мои решения, или как обходиться с «чужими» вещами?
6. Как учить детей признавать и исправлять ошибки?
7. Как оказать помощь, когда тебя об этом не просят?
8. Как быть, когда необходима помощь?
9. Как справляться с неуверенностью?
10. Как находить привлекательные моменты в том, что делать необходимо?

Предисловие

Уважаемый читатель!

Предлагаемая Вам книга открывает новую серию издательства «Генезис» – «Психология для жизни». Как следует из названия, книги этой серии обращены к широкому кругу читателей, мы хотели бы, чтобы они помогали людям жить – задавать себе вопросы и может быть, находить на них ответы…

Эта книга весьма необычна. В ней собраны статьи, каждая из которых посвящена психологическим закономерностям, по которым строится освоение человеком тех или иных социальных навыков – умения благодарить и просить о помощи, умения сопротивляться манипулированию и находить привлекательное в жизни…

Размышления о каждом из этих умений начинаются со слова «Как?», но это совсем не означает, что книга содержит рецепты овладения конкретным поведением. Автор рассматривает жизненные навыки глубже. Все они содержат несколько пластов: поведенческий пласт из них самый поверхностный, за ним стоят более глубокие вещи – отношение к себе и к окружающим, собственная система ценностей… Именно об этом идет речь в этой книге. Ее особенностью является то, что рассуждения о социальных умениях приводятся не в общем виде, а содержат конкретные знания по поводу каждого из анализируемых навыков.

Книга написана в жанре психологического эссе, читать которые интересно и полезно всем. Дело только в том, что это требует от читателя умения думать и размышлять.

Психолог не найдет здесь готовых рецептов, однако он получит глубокую и разностороннюю информацию о содержании возможной работы с конкретной проблемой, описание шагов этой работы. А дальше уже он может действовать самостоятельно – консультировать или разрабатывать программы занятий, использовать имеющуюся в книге информацию в разговоре с родителями или педагогами…

Родители, прочитав эту книгу, могут задуматься о том, что происходит с их детьми и с ними самими, в чем истинная суть их жизненных проблем, как им можно помочь. Впрочем, это касается не только родителей, но и вообще всех взрослых думающих людей, размышляющих о том, как сделать свою жизнь и жизнь близких людей осмысленнее, радостнее и счастливее.

Автор книги – С.В. Кривцова - известный психолог, кандидат психологических наук, имеющий опыт не только научной, преподавательской и практической работы. Преподает на кафедре психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, имеет многолетний опыт тренерской и преподавательской работы. Светлана Васильевна является автором нескольких учебно-методических пособий, среди которых - «Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины», «Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками», «Подросток на перекрестке эпох», «Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе». Может быть, какие-то или даже все эти книги уже знакомы Вам, читатель. Особенностью книг С.В.Кривцовой является умение писать просто и понятно о сложных, глубоких вещах .

Издательство «Генезис».  ~ 120 р.

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Деньги за статью

1. 50 рублей за каждый новый материал и 50 рублей за каждую 1000 просмотров. Доход Автора напрямую зависит от количества просмотров его статей. Количество просмотров в свою очередь зависит от качества текста и его актуальности. Интересные и полезные статьи зарабатывают во много раз больше пустой воды.

 

2. После регистрации каждый получает права Автора – возможность загружать материалы фотообзоры и видео. Материал может быть опубликован только после одобрения Редактором. За публикацию нескольких достойных материалов яркий Автор получает права Редактора и имеет возможность самостоятельно публиковать, редактировать статьи и структуру разделов журнала, удалять спам авторов и модерировать комментарии.

 

3. Для оплаты статей, в личном кабинете необходимо указать счет Яндекс.Деньги. По почте подтвердить сверку Автора и его счет для дополнительной защиты денежного перевода и обратной связи с Автором. В разделе Вопросы найти ответ на любой вопрос по редактированию и оплате статей или задать свой вопрос в Редакцию.

 

4. Если Автор не написал за последние 30 дней ни одной статьи, то его аккаунт считается не активным и начисление денег приостанавливается. Если Автор публикует новый материал, то аккаунт вновь считается активным и поступление денег от всех статей возобновляются. Чтобы начисление денег за статьи не прерывалось, достаточно писать один материал в месяц.

 

5. Добавить материал можно самостоятельно online или письмом на адрес редакции: read@alshar.ru Права на материал принадлежат Автору. Деньги за размещенные статьи начисляются в течение всего времени, пока статьи находятся на сайте и пока аккаунт Автора активен. Таким образом, каждый написанный материал начинает приносить вам небольшой, но постоянный доход.

 

6. Репост интересного материала с другого сайта допускается, если это действительно востребованная полезная статья - ссылка на первоисточник обязательна. Оплата за репост только от 1000 просмотров. Рерайт, плагиат, искусственная накрутка просмотров, реферальные ссылки и коды, систематическое нарушение правил – блокировка аккаунта.

 

7. Любые оскорбления, угрозы, призывы к насилию и прочее недостойное поведение пресекаются редакцией сайта. Все активные участники конфликта, опустившиеся до угроз и оскорблений, могут быть заблокированы независимо от того, кто был инициатором конфликта: read@alshar.ru

Самое интересное

Пред След

Взгляд на воспитание детей

Взгляд на воспитание детей

Не ждите, что Ваш ребенок будет таким же, как Вы. Или – как Вы хотите. Воспитание должно помочь ему стать собой. Тибетские взгляды на воспитание детей:

О конфликтах

О конфликтах

Трудность конфликтов заключается в том, что когда один человек выражает свое неудовольствие или агрессию, партнер воспринимает это как нападение и начинает отражать атаку. При таком восприятии слов и чувств партнера конфликт обречен на затяжную войну. Именно такой вот войны и избегают многие люди в отношениях, а поэтому молчат о своей неудовлетворенности, о своих потребностях в отношениях, и отношения разваливаются постепенно.

Крещение

Крещение

19 января церковь празднует Крещение Господне или, как его еще называют, Богоявление. Это один из двенадцати главных православных праздников. Обряд сопровождается чтением молитв и троекратным погружением креста в освящаемую воду, после чего она наделяется особой целительной силой. По преданию вся вода в реках, озерах и прочих водоемах и даже в водопроводных трубах в крещенскую ночь становится святой. Считается, что она исцеляет любые...

Знание сила

Знание сила

Сегодня у нас очень серьёзная тема, фактически ключевая. И, как бы, буквально, буквально три часа назад мне пришлось читать лекцию в одном из университетов здесь, как он, горно какой-то. А? Из зала: «[неразборчиво]», горная академия, да. И там очень интересная дискуссия между мной и психологами там местными завязалась, как бы, они считают, что современная психология занимается вопросами нравственности, также не только вопросами...

Процессное управление

Процессное управление

При процессном подходе управление рассматривается как процесс — серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия называют управленческими функциями.

Барбадос

Барбадос

Барбадос - это самый восточный остров в цепочке Антильских островов, имеет коралловое происхождение. Его украшают ослепительно белые пляжи из мельчайшего кораллового песка, пышная тропическая растительность, роскошные отели и эксклюзивные виллы, спроектированные известными архитекторами и дизайнерами. Благодаря ровному мягкому климату, Барбадос прекрасное место для отдыха в любое время года.

Мурманск полярный день

Мурманск полярный день

В Мурманске час ночи. Солнце пробивается сквозь жиденькие занавески и не дает уснуть. Спасибо , который снабдил меня целым набором матерчатых очков из самолетов. Лежу на кровати, примеряю все по очереди - выбираю самые удобные. Сегодня последняя ночь в цивилизации, а завтра днем ухожу к Северному полюсу. Отправлю вам прощальный твит с палубы нашего самого мощного ледореза "50 лет победы".

Рио

Рио

Рио-де-Жанейро — самый посещаемый город во всем Южном полушарии. С момента открытия бухты Гуанабара 1 января 1502 г. основанный на ее побережье город Рио-де-Жанейро не перестает очаровывать весь мир своей волшебной красотой. Веселые горожане и особый ритм жизни закружат Вас в вихре бесконечного праздника. Любой путешественник, приехавший по делам или отдохнуть, чувствует себя долгожданным гостем. В Рио-де-Жанейро находятся самые известные достопримечательности Бразилии,...

Космоэнергетика

Космоэнергетика

В последние годы происходит поиск единой концепции человеческого существования, целостной и равновесной стратегии развития. Все больше людей недовольны существующим положением и включаются в этот процесс. Нас уже все меньше устраивает бездействие социальных институтов, призванных вести поиск новых знаний и решать проблему целевого вакуума. В нашей информационной среде зреет идея целостной системы, гармонично объединяющей разобщенные формы человеческого знания после долгого периода поиска и...

YouTube приемы работы

YouTube приемы работы

Каждый может стать партнерами YouTube, зарегистрировать свой аккаунт на YouTube, и начать зарабатывать деньги даже на одном из своих видео. В 2007 году YouTube запустил экспериментальный проект партнерской программы, предоставив возможность некоторым из самых популярных, активных и оригинальных создателей контента в YouTube зарабатывать деньги с помощью своих видео. Сегодня YouTube насчитывает более 30 000 партнеров в 27 странах во всем мире.

Живот - это грудь мужчины

Живот - это грудь мужчины

Чем больше животик, говорят врачи, тем выше риск появления целой охапки болезней и меньше возможностей радовать любимую в постели. Живот и секс - где тут связь? Лишний вес у каждого выбирает «любимое место» на теле. У большинства мужчин килограммы откладываются именно на талии. А объемный животик опаснее, чем большая попа. И дело не в неудобствах и ограниченности поз. Пивной живот работает как...

Как убрать жир

Как убрать жир

Перед вами 5 диетических рекомендаций ведущего специалиста в области спортивного питания Криса Ацето. Неукоснительно следуйте им в течение продолжительного времени, и вы увидите, как жировая прослойка на ваших мышцах начнет неуклонно таять. Крис Ацето ручается за результат своим мировым авторитетом!

Город белых ночей

Город белых ночей

Считается, что в Санкт-Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, в Архангельске с 13 мая по 30 июля. За полярным кругом белые ночи предшествуют полярному дню и наблюдаются некоторое время после его окончания. Период очень светлых ночей длится с конца мая до середины июля. Так как освещённость небосвода даже в полночь близка к вечерней, в Санкт-Петербурге в первой половине...

Валенсия

Валенсия

Валенсия – это автономная область Испании, расположенная на юго-восточном побережье Средиземного моря, которая носит название провинции Валенсия с одноименной столицей - необыкновенно красивым городом Испании, поражающим своей открытостью и комфортом. Мавры во времена своего владычества называли Валенсию "раем на земле" и были недалеки от истины. Являясь третьим по величине городом Испании, Валенсия уступает лишь Мадриду и Барселоне. Валенсия была основана греками, но...

Faffing

Faffing

Этому явлению, которое уже давно нам всем знакомому, психологи дали определение совсем недавно. Faffing - искусство выполнения чего-либо, не достигая ничего (от английского разговорного глагола faff - заниматься чем-либо неорганизованно). "Деловое ничего-не-делание" преследует нас в бизнесе, быту, личной жизни. Здесь можно привести сколько угодно примеров: долгие часы за компьютером в поисках нужной информации, которые на самом деле являются всего лишь безполезным веб-серфингом;...

Лучшие города мира

Лучшие города мира

Как ожидания расходятся с реальностью. Собираясь в путешествие по самым красивым городам мира, мы нередко изучаем различные справочники, путеводители, гиды. И больше всего внимания там уделяется достопримечательностям вроде того, с какого люка надо посмотреть на дюка в Одессе или как лучше сфотографироваться под падающей Пизанской башней. Но очень редко можно узнать о том, чего избегать в том или ином городе. Или по крайней...

Секреты счастливых отношений

Секреты счастливых отношений

  Вы уже давно вместе, много всего пережили: знакомство; первое свидание; первое приятное признание или сообщение, от которого вы прыгали от радости и которое вы еще долго вспоминали и улыбались; прикосновение; первый поцелуй, такой нежный и трепетный. Было и плохое: ссоры, непонимания, расставания, обиды, слезы, но вы вместе все это преодолели, потому что Ваша любовь сильнее, и все трудности кажутся пустяками, если вы...

Тестдрайв BMW X3

Тестдрайв BMW X3

Я раньше ни разу не сидел за рулем BMW, но много слышал о том, что это "машина для водителя" и что за ее рулем испытываешь какой-то неподдельный кайф. На прошлой неделе мне довелось самому проверить эти стереотипы, побывав на тест-драйве новой BMW X3 в Атланте. Если в двух словах, то машина понравилась. Не ожидал, что она так сильно напичкана всевозможной электроникой. Больше...

Ловушка высоких притязаний

Ловушка высоких притязаний

Если вы родились в 80-е годы и считаетесь зрелыми людьми, то этот текст про вас. Вы каждый день ходите на работу, но до сих пор не заработали баснословных денег? Рутина не приносит радости, и вы уверены, что рождены для лучшей доли? Тогда слушайте о себе правду и ничего, кроме правды.

Олег Тиньков

Олег Тиньков

Предприниматель, который всегда первым улавливает новые тенденции, написал книгу «Я такой, как все» и рассказал журналу «Собака.ru», что он будет делать дальше. «…Меня контролировать невозможно. Есть большие акулы, а я — маленькая, но х…й меня догонишь и укусишь».Олег Тиньков. «Я такой, как все»