ALSHAR

настроение желания

ИТ Аутсорсинг

Главная » Статьи » Дом » Наша школа
(3 голоса, среднее 2.33 из 5)

Наша школа

Чем опасно раннее развитие ребенка, стоит ли ругать «клиповое» мышление и как сегодня «образовывать» детей, рассуждает психолог Людмила Петрановская. Современные дети не такие как мы. В год они разбираются в гаджетах, в пять играют в компьютерные игры, а кроме этого, кажется, ничем не интересуются.

Людмила Владимировна, бытует мнение о том, что сегодняшние дети не хотят думать, что клиповое мышление мешает аналитически мыслить. Но так ли сильно они отличаются от поколений-предшественников?

— Не думаю, что мы про это что-то понимаем, чтобы делать какие-то выводы и обобщения. Мы не знаем, улучшает ли привычка быстро переключать внимание и воспринимать короткие куски информации общую способность мыслить и анализировать, ухудшает ли. Есть задачи, где нужно долго и внимательно обдумывать, а есть куча задач, где важна способность быстро переключаться и мгновенно ориентироваться. Учитывая, что общество меняется, жизнь меняется, возможно, наши дети больше будут адаптированы, чем старшее поколение. С другой стороны, понятно, что у любой медали две стороны, и, что-то приобретая, мы что-то теряем.

— Есть родители, которые буквально зациклены на раннем развитии. Они с младенчества обучают детей языкам и укачивают под классику. Скажите, так действительно можно вырастить гения? И где та грань, которую переступать нельзя?

— Таким образом можно вырастить по-настоящему ничем не интересующегося ребенка. Часто детей, которых развивали чуть ли не с внутриутробного периода, к 12-13 годам уже тошнит от всего, и все, что они хотят, — чтобы от них отстали и дали спокойно «тупить» в телефон. Все их детство прошло под лозунгом: быстрее, выше, сильнее. Родители все время смотрели на них как на проект, на инвестицию. Дети это очень болезненно переносят. Они хотят быть для родителей самоценностью. По сути вся эта история про раннее развитие — это история про то, что ты мне нужен не любым, а только очень развитым, лучше других. Это нарциссическая история, когда ребенок становится продолжением родительских амбиций. При таком подходе к подростковому возрасту у ребенка развивается депрессивно-апатичное состояние, и все общение с родителями сводится только к «выйди и закрой дверь в мою комнату». Это и протест, и усталость. Так что попытки сделать из ребенка гения обычно дают обратный эффект.

Ни одного выходного без посещения выставок, только лучшие учителя, музыка, шахматы и много чего еще… Все это, может, и неплохо, но при каком раскладе? Если родители хотят на выставку сами и берут с собой ребенка. Они получают удовольствие от этого, ребенок это видит. Если же все это делается только для того, чтобы ребенок развивался, результата не будет. Можно ли привить ребенку любовь к искусству, если взрослый сам пошел на выставку через силу?

— Еще один вопрос, которым нередко задаются молодые родители: как заставить ребенка читать? И что делать, если читать классиков по школьной программе не хочется?

— Чтение всегда было процессом удовольствия, это всегда про досуг. Превращать его в обязаловку — безумная идея. Почему мы не требуем, чтобы все любили танцевать, но ждем, что все будут любить читать?

Первое, что нужно понять: любовь к чтению не является делом родителей, ребенок сам решает. Все что они могут сделать — приоткрыть дверцу в мир чтения. Как правило, личным примером. Ребенок должен видеть родителя увлеченно читающим. Что можно советовать, когда в доме нет ни одной книжки, а родители проводят вечера перед телевизором, но очень озабочены вопросом, как приучить ребенка к чтению?

Что касается школьной литературы, чаще всего это, действительно, дикая скукота, непонятные, неблизкие произведения, которые даются не по возрасту.

Если вам самим нравятся какие-то программные тексты, лучше всего прорекламировать их до того, как школа сделает их неудобоваримой жвачкой. Возможно, ребенок заинтересуется и прочтет, но настаивать тоже не стоит.

— Сегодня выбирать направление, в котором ребенок будет двигаться по жизни, система образования предлагает уже с седьмого класса. Способны ли дети в таком нежном возрасте определиться? И чем могут помочь учителя и родители?

— В некоторых школах по профилю делят уже в пятом классе, и ничего хорошего в этом нет. Ранний подростковый возраст на то и дается, чтобы пробовать все. Ребенок не может разделить в этом возрасте познание на кластеры: ему может очень нравиться математика, и совсем не нравиться химия. Или может совсем не нравиться химия, но очень нравиться биология. Он имеет право пробовать. Тем более, в современном мире востребованы междисциплинарные специальности, которые соединяют в себе знания и компетенции из сфер, которые традиционно считались разными. Сейчас самые интересные исследования появляются на стыке.

Разделение по профилю вызвано очень сильной перегруженностью школьной программы фактами. В системе образования будто бы не заметили, что вообще-то сейчас есть Гугл, и совсем не обязательно все помнить.

У нас же до сих пор действует кондовая система: выучи, повтори, ответь перед классом. Это дикая трата времени — сидеть и слушать, как кто-то пересказывает параграф из учебника.

— Как, по-вашему, должна измениться система образования с учетом современных реалий?

— Здесь есть несколько вариантов. Первый — это то, что сделала, например, Финляндия. Финская система образования ориентирована не на самых талантливых и одаренных, а на всех. Там создана максимально дружелюбная среда для детей с разными возможностями и способностями. Минимум оценок, минимум конкуренции, минимум обязательного общего для всех, максимум возможностей. Если не смог, не понял — всегда можно еще раз послушать. Индивидуальный подход там действительно индивидуальный: каждый ребенок идет с той скоростью, с которой он может.

Все это требует очень большой работы, больших вложений на уровне государства, и это дает результаты. Эстония — крошечная, исторически аграрная страна без каких-либо университетских традиций — какое-то время назад переняла финскую систему образования, и сегодня занимает ведущие позиции в Европе в сфере IT.

Второй вариант — государство просто убирает руки от образования, ограничивая свой контроль условиями обучения. Отапливаются ли классы? Не бьют ли детей? А дальше каждая школа может пробовать, выдумывать, родители могут выбирать, переводить ребенка из школы в школу.

В этой ситуации будет достаточно примеров, когда все плохо, но постепенно, через конкуренцию, голосование ногами, мы придем к разнообразию. При таком раскладе у нас могут появиться интересные школы, интересные методы. Кому-то не повезет, и получится не очень хорошо. Но и сейчас у нас получается довольно плохо.

Увы, наше государство не готово вложить в образование на порядок больше денег, и в то же время не готово устраниться со своим контролем. Поэтому наша школа будет и дальше деградировать.

— Вернемся к финской системе. В числе плюсов вы назвали минимум оценок. То есть, по-вашему, школа возможна и без оценок?

— Ребенку важно знать, где он ошибся, потому что ему нужно это исправить. Но какой смысл подсчитывать ошибки? Важно, чтобы он понимал их суть, мог исправить.

Я вообще не понимаю, зачем нужны оценки. Начнем с того, что они попросту не информативны. Четверка в одной школе у одного учителя совершенно не то, что четверка в другой школе у другого учителя. Кроме того, как можно ставить одну и ту же оценку за пять ошибок в диктанте ребенку, который раньше делал по две ошибки, и ребенку, у которого раньше их было 15.

Система оценивания уводит нас от главного: ошибка — неотъемлемая часть обучения. Если мы делаем то, что у нас и так получается, мы не учимся. Вот эта мысль для нашей школы абсолютно неочевидная.

— Но что делать родителям, если со школой все так плохо? Быть может, выход — возврат к системе гувернеров-репетиторов?

— Не думаю, что полный отказ от школы — это правильно. Ведь школа — это еще и сверстники, общение.

Правда, сейчас многие родители, действительно, принимают решение учить детей дома, кооперируются между собой, приглашают преподавателей на группу учеников. Дети, с одной стороны, могу общаться, с другой — получать неплохие знания. Это альтернатива школе, и упирается все, как ни странно, не в деньги. По деньгам подобная схема доступна многим. Но этим нужно заниматься, искать преподавателей, договариваться с другими родителями, а вот это по силам не каждому.

— И главный вопрос, которым задаются, пожалуй, тысячи родителей в преддверии выпускного: что делать, если ребенок не знает, куда поступать?

— Это нормально. Как в 17 лет молодой человек может понять, чем он хочет заниматься всю оставшуюся жизнь. Есть дети, которые мечтают о профессии с детства, но таких, скорее, единицы. Более того, сейчас так быстро меняется мир, что и родители не в силах что-то посоветовать: сложно угадать, какие профессии вообще будут существовать через 15 лет.

В этом смысле акцент лучше делать на более общее университетское образование, выбирая свободный вуз с интересной внутренней жизнью.

Если есть возможность, можно вообще переждать год-другой. В некоторых европейских странах есть такая практика, когда ребенок, окончив школу, может год поездить по миру, и даже получает на это государственное пособие.

А можно использовать это время иначе. Думаешь, что хочешь стать врачом? Пойди и поработай годик санитаром. За год можно многое понять, да и учиться потом будет интереснее.

Анна Семенец

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Деньги за статью

1. 50 рублей за каждый новый материал и 50 рублей за каждую 1000 просмотров. Доход Автора напрямую зависит от количества просмотров его статей. Количество просмотров в свою очередь зависит от качества текста и его актуальности. Интересные и полезные статьи зарабатывают во много раз больше пустой воды.

 

2. После регистрации каждый получает права Автора – возможность загружать материалы фотообзоры и видео. Материал может быть опубликован только после одобрения Редактором. За публикацию нескольких достойных материалов яркий Автор получает права Редактора и имеет возможность самостоятельно публиковать, редактировать статьи и структуру разделов журнала, удалять спам авторов и модерировать комментарии.

 

3. Для оплаты статей, в личном кабинете необходимо указать счет Яндекс.Деньги. По почте подтвердить сверку Автора и его счет для дополнительной защиты денежного перевода и обратной связи с Автором. В разделе Вопросы найти ответ на любой вопрос по редактированию и оплате статей или задать свой вопрос в Редакцию.

 

4. Если Автор не написал за последние 30 дней ни одной статьи, то его аккаунт считается не активным и начисление денег приостанавливается. Если Автор публикует новый материал, то аккаунт вновь считается активным и поступление денег от всех статей возобновляются. Чтобы начисление денег за статьи не прерывалось, достаточно писать один материал в месяц.

 

5. Добавить материал можно самостоятельно online или письмом на адрес редакции: read@alshar.ru Права на материал принадлежат Автору. Деньги за размещенные статьи начисляются в течение всего времени, пока статьи находятся на сайте и пока аккаунт Автора активен. Таким образом, каждый написанный материал начинает приносить вам небольшой, но постоянный доход.

 

6. Репост интересного материала с другого сайта допускается, если это действительно востребованная полезная статья - ссылка на первоисточник обязательна. Оплата за репост только от 1000 просмотров. Рерайт, плагиат, искусственная накрутка просмотров, реферальные ссылки и коды, систематическое нарушение правил – блокировка аккаунта.

 

7. Любые оскорбления, угрозы, призывы к насилию и прочее недостойное поведение пресекаются редакцией сайта. Все активные участники конфликта, опустившиеся до угроз и оскорблений, могут быть заблокированы независимо от того, кто был инициатором конфликта: read@alshar.ru

Самое интересное

Пред След

Игры осознания

Игры осознания

После преображения моего сознания приведшего его к активации в нём триединого мышления наиболее интересными для меня стали беседы с людьми, оставшимися в неизменённом состоянии. На этот раз беседа началась с обсуждения того что такое подлинные чудеса в нашей жизни и как нужно к ним относиться чтобы не попасть под обольщение стать охотником за чудесами не способными по-настоящему преобразовывать реальность человеческого существования.

Нефертити

Нефертити

С какой стороны не захожу я на означенные темы, одно прекрасное явление древнего мира не обойти мне никак. Вся история, что я собираюсь тут изложить, не отпускает ни на минуту от этого чуда всех времён и народов. Нефертити...Ее можно, без всякого сомнения, назвать одной из самых известных женщин древности. Ее образ, наряду с пирамидами и улыбкой юного Тутанхамона стал одним из бессменных...

Механизм эякуляции

Механизм эякуляции

Стимулирование эрогенных зон мужчины (в первую очередь кожи полового члена) приводит к активации центра эякуляции расположенного в крестцовом отделе спинного мозга, который, при достижении порогового возбуждения, отдает команду к последовательному сокращению гладкой мускулатуры, семявыносящих протоков, простаты, семенных пузырьков и мочеиспускательного канала. Следует сказать и о том, что головной мозг (парацентральные дольки), воспринимая зрительные, обонятельные и звуковые раздражители, ассоциирующиеся с эротикой, также оказывает...

Мир и войны двух миров

Мир и войны двух миров

Как там говорилось у алтаря «любить и в радостях и в невзгодах»… А теперь единственная невзгода – это борьба с издержками производства мыслительной деятельности друг друга. Ну почему мы все такие разные? Неужели он не понимает? Как она не видит? Вот она, совместная жизнь, к которой мы так стремились, которой мы так желали. Ты ее спрашиваешь «ну что я такого сделал?!», а она...

Главный в доме

Главный в доме

И ведь получается, что муж это тот же ребенок, только большой. Его тоже нужно замотивировать, поощрить, простимулировать, в-общем, воспитать! Чего-то мне нас жалко. Если кому понадобится, дарю свой рецепт. У меня второй брак, в первом ошибок наломала, и второй раз изначально вела себя совсем по-другому. Я сразу же дала ему понять, что он главный в доме, и от него тут все зависит....

Перестать себя судить

Перестать себя судить

Ничто из сделанного тобой, ничто из того, что ты причинил себе, не является столь ужасным, чтобы это нельзя было исправить или исцелить. Однако ты должен перестать себя судить. Никто не судит тебя больше, чем ты сам. Другие судят тебя извне, но они не знают и не видят тебя, а поэтому их суждения изначально не имеют силы. Так не давай же силы этим...

Премия HR-бренд

Премия HR-бренд

«Премия HR-бренд» будет проводиться уже в седьмой раз. За прошедшие годы она зарекомендовала себя как одно из самых ярких и масштабных мероприятий в HR-среде. Участие в «Премии» повышает статус компаний на рынке труда и популярность среди соискателей. Приём заявок на «Премию HR-бренд 2012» открыт. 2 апреля начался приём заявок на участие в VII ежегодной «Премии HR-бренд».

Секс по графику

Секс по графику

Причины импотенции разнообразны и делятся на две группы - органические и психологические. К первой группе относятся заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, гормональные и эндокринные нарушения. Однако на органические причины приходится лишь 15% всех случаев импотенции, остальные 85% имеют психологическую природу. Мужская потенция – это комплекс из двух главных составляющих, неразрывно связанных между собою: «Половое желание» (Либидо) и «Эрекция». Наличие эрекции для мужчины...

Любовный треугольник

Любовный треугольник

То, что находится позади тебя, и то, что впереди тебя, — ничто по сравнению с тем, что есть внутри тебя. Когда возникает любовный треугольник, то все три его участника действуют согласно своим семейным динамикам. Человек,который состоит в связи на стороне, ищет в таком партнере того человека, которого ему не хватает. Это может быть кто-то из родителей или более ранний предок. Если выявить,...

Бег для похудения

Бег для похудения

Если бегаешь, можно питаться как попало, все равно похудеешь, ведь тело создаст массированный энергетический дефицит. Правда довольно сурова к любителям поесть конфет после бега. Вы можете бегать сколь угодно быстро/долго, но утилизировать такое количество глюкозы, которое дает банальная шоколадка весом в 50 г может только 40-50 минутная пробежка с быстрыми интервалами. Если помимо шоколадки в дневном меню фигурировала еще булочка, фрукты, сок,...

Желания и фантазии

Желания и фантазии

Ученые недавно заметили, что следующей великой областью для человеческих исследований должно стать пространство между его ушами. До сегодняшнего дня о человеческом разуме и о его главном орудии - мозге - известно сравнительно мало. Как и электричество, разум является полезной силой, которая существовала и будет существовать вечно. Он потрясает воображение. Пока наука с каждым днем узнает все больше о его огромных возможностях, мы не...

Пить в меру

Пить в меру

В разные исторические времена и эпохи человек неоднозначно и противоречиво относился к оценке роли алкоголя в его жизни. Несмотря на то, что алкоголь проник во все сферы, вопрос «полезен алкоголь или вреден?» до сих пор остается риторическим.

Оплата статей

Оплата статей

Мы платим автору 1 EURO за уникальные и интересные мысли. Публикуются только лучшие из присылаемых материалов. Альшар - открытый мужской журнал в котором каждый может найти для себя что-то интересное или стать автором и получать деньги за свою работу. В нашем журнале нет скрытой рекламы, контекстной рекламы, баннерообменных систем, жутких псевдо сенсаций, острополитических баталий, национальных войн и прочих коллективных стадных флеш моб технологий. Наша цель - интересный журнал...

Рождение идеи

Рождение идеи

Идеализированное проектирование - это способ планировать изменения, который можно сформулировать обманчиво просто: при решении практически любой проблемы способ получить наилучший результат состоит в том, чтобы вообразить возможное идеальное решение, а затем вернуться к сегодняшней ситуации. Это застрахует вас от выдвижения мыслимых препятствий еще до того, как вы осознаете, в чем состоит идеал. Практическую мощь этой идеи лучше всего иллюстрирует опыт, приобретенный одним из...

Принять решение

Принять решение

Вы, наверное, слышали о том, что непринятие реше­ния — это тоже решение. За нерешительностью кроется желание всегда быть правым. Пока не сделан выбор, не сформулировано конкретное желание, мы не ошибемся, не сделаем неправильный ход и, следовательно, не ис­пытаем разочарования. С самого детства нас предосте­регают от совершения ошибки. Нерешительность позво­ляет нам оставаться детьми. В тот момент, когда мы ре­шаем самостоятельно отвечать за свою...

Методы снятия стресса

Методы снятия стресса

Стресс - Состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы - голод, холод, физические или психические травмы и так далее. 14 неординарных способов от психолога. Чем заменить курение и алкоголь:

Уверенность в себе

Уверенность в себе

Уверенность в себе — свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей.  Для создания и укрепления высокой нервной силы необходимо помнить о следующем:

Барабаны войны

Барабаны войны

Знаменательное признание Генри Киссинджера, бывшего в эпоху Никсона, госсекретарем США, показывает, что происходит в данный момент в мире, и особенно на Ближнем Востоке. В своем роскошном доме на Манхэттене, старейший государственный деятель, которому исполнится 89 лет в мае этого года, заглядывая далеко вперед с анализом текущей ситуации рассказывает о геополитике и экономике.

Уборщик

Уборщик

В 90-ых молодой парень вернулся из армии. Хотел поступить в какой-нибудь институт, ведь это считается важным. Он не поступил. Решил подождать следующего года, но пока надо было чем-то заняться. Думал пойти поработать грузчиком на одном из продуктовых складов. Оказалось, что для работы там нужен блат, которого у него и его родителей не было.

Сырая пища

Сырая пища

Кишечник - это наш второй мозг, ответственный за интуицию. Недаром в русском языке сохранилось выражение: "кишками чувствую" или "животом чувствую". Поэтому нам должно быть не безразлично, что в него попадает. Варёная пища останавливает перистальтику кишечника (сокращение круговых мышц кишечника, способствующих продвижению пищи). Широко распространённые сегодня такие болезни, как панкреатит (воспаление поджелудочной железы) и холецистит (воспаление желчного пузыря) в действительности являются последствием почти...