ALSHAR

настроение желания

ИТ Аутсорсинг

Главная » Статьи » Дом » Наша школа
Понедельник, 18 Июн 2018
(3 голоса, среднее 2.33 из 5)

Наша школа

Чем опасно раннее развитие ребенка, стоит ли ругать «клиповое» мышление и как сегодня «образовывать» детей, рассуждает психолог Людмила Петрановская. Современные дети не такие как мы. В год они разбираются в гаджетах, в пять играют в компьютерные игры, а кроме этого, кажется, ничем не интересуются.

Людмила Владимировна, бытует мнение о том, что сегодняшние дети не хотят думать, что клиповое мышление мешает аналитически мыслить. Но так ли сильно они отличаются от поколений-предшественников?

— Не думаю, что мы про это что-то понимаем, чтобы делать какие-то выводы и обобщения. Мы не знаем, улучшает ли привычка быстро переключать внимание и воспринимать короткие куски информации общую способность мыслить и анализировать, ухудшает ли. Есть задачи, где нужно долго и внимательно обдумывать, а есть куча задач, где важна способность быстро переключаться и мгновенно ориентироваться. Учитывая, что общество меняется, жизнь меняется, возможно, наши дети больше будут адаптированы, чем старшее поколение. С другой стороны, понятно, что у любой медали две стороны, и, что-то приобретая, мы что-то теряем.

— Есть родители, которые буквально зациклены на раннем развитии. Они с младенчества обучают детей языкам и укачивают под классику. Скажите, так действительно можно вырастить гения? И где та грань, которую переступать нельзя?

— Таким образом можно вырастить по-настоящему ничем не интересующегося ребенка. Часто детей, которых развивали чуть ли не с внутриутробного периода, к 12-13 годам уже тошнит от всего, и все, что они хотят, — чтобы от них отстали и дали спокойно «тупить» в телефон. Все их детство прошло под лозунгом: быстрее, выше, сильнее. Родители все время смотрели на них как на проект, на инвестицию. Дети это очень болезненно переносят. Они хотят быть для родителей самоценностью. По сути вся эта история про раннее развитие — это история про то, что ты мне нужен не любым, а только очень развитым, лучше других. Это нарциссическая история, когда ребенок становится продолжением родительских амбиций. При таком подходе к подростковому возрасту у ребенка развивается депрессивно-апатичное состояние, и все общение с родителями сводится только к «выйди и закрой дверь в мою комнату». Это и протест, и усталость. Так что попытки сделать из ребенка гения обычно дают обратный эффект.

Ни одного выходного без посещения выставок, только лучшие учителя, музыка, шахматы и много чего еще… Все это, может, и неплохо, но при каком раскладе? Если родители хотят на выставку сами и берут с собой ребенка. Они получают удовольствие от этого, ребенок это видит. Если же все это делается только для того, чтобы ребенок развивался, результата не будет. Можно ли привить ребенку любовь к искусству, если взрослый сам пошел на выставку через силу?

— Еще один вопрос, которым нередко задаются молодые родители: как заставить ребенка читать? И что делать, если читать классиков по школьной программе не хочется?

— Чтение всегда было процессом удовольствия, это всегда про досуг. Превращать его в обязаловку — безумная идея. Почему мы не требуем, чтобы все любили танцевать, но ждем, что все будут любить читать?

Первое, что нужно понять: любовь к чтению не является делом родителей, ребенок сам решает. Все что они могут сделать — приоткрыть дверцу в мир чтения. Как правило, личным примером. Ребенок должен видеть родителя увлеченно читающим. Что можно советовать, когда в доме нет ни одной книжки, а родители проводят вечера перед телевизором, но очень озабочены вопросом, как приучить ребенка к чтению?

Что касается школьной литературы, чаще всего это, действительно, дикая скукота, непонятные, неблизкие произведения, которые даются не по возрасту.

Если вам самим нравятся какие-то программные тексты, лучше всего прорекламировать их до того, как школа сделает их неудобоваримой жвачкой. Возможно, ребенок заинтересуется и прочтет, но настаивать тоже не стоит.

— Сегодня выбирать направление, в котором ребенок будет двигаться по жизни, система образования предлагает уже с седьмого класса. Способны ли дети в таком нежном возрасте определиться? И чем могут помочь учителя и родители?

— В некоторых школах по профилю делят уже в пятом классе, и ничего хорошего в этом нет. Ранний подростковый возраст на то и дается, чтобы пробовать все. Ребенок не может разделить в этом возрасте познание на кластеры: ему может очень нравиться математика, и совсем не нравиться химия. Или может совсем не нравиться химия, но очень нравиться биология. Он имеет право пробовать. Тем более, в современном мире востребованы междисциплинарные специальности, которые соединяют в себе знания и компетенции из сфер, которые традиционно считались разными. Сейчас самые интересные исследования появляются на стыке.

Разделение по профилю вызвано очень сильной перегруженностью школьной программы фактами. В системе образования будто бы не заметили, что вообще-то сейчас есть Гугл, и совсем не обязательно все помнить.

У нас же до сих пор действует кондовая система: выучи, повтори, ответь перед классом. Это дикая трата времени — сидеть и слушать, как кто-то пересказывает параграф из учебника.

— Как, по-вашему, должна измениться система образования с учетом современных реалий?

— Здесь есть несколько вариантов. Первый — это то, что сделала, например, Финляндия. Финская система образования ориентирована не на самых талантливых и одаренных, а на всех. Там создана максимально дружелюбная среда для детей с разными возможностями и способностями. Минимум оценок, минимум конкуренции, минимум обязательного общего для всех, максимум возможностей. Если не смог, не понял — всегда можно еще раз послушать. Индивидуальный подход там действительно индивидуальный: каждый ребенок идет с той скоростью, с которой он может.

Все это требует очень большой работы, больших вложений на уровне государства, и это дает результаты. Эстония — крошечная, исторически аграрная страна без каких-либо университетских традиций — какое-то время назад переняла финскую систему образования, и сегодня занимает ведущие позиции в Европе в сфере IT.

Второй вариант — государство просто убирает руки от образования, ограничивая свой контроль условиями обучения. Отапливаются ли классы? Не бьют ли детей? А дальше каждая школа может пробовать, выдумывать, родители могут выбирать, переводить ребенка из школы в школу.

В этой ситуации будет достаточно примеров, когда все плохо, но постепенно, через конкуренцию, голосование ногами, мы придем к разнообразию. При таком раскладе у нас могут появиться интересные школы, интересные методы. Кому-то не повезет, и получится не очень хорошо. Но и сейчас у нас получается довольно плохо.

Увы, наше государство не готово вложить в образование на порядок больше денег, и в то же время не готово устраниться со своим контролем. Поэтому наша школа будет и дальше деградировать.

— Вернемся к финской системе. В числе плюсов вы назвали минимум оценок. То есть, по-вашему, школа возможна и без оценок?

— Ребенку важно знать, где он ошибся, потому что ему нужно это исправить. Но какой смысл подсчитывать ошибки? Важно, чтобы он понимал их суть, мог исправить.

Я вообще не понимаю, зачем нужны оценки. Начнем с того, что они попросту не информативны. Четверка в одной школе у одного учителя совершенно не то, что четверка в другой школе у другого учителя. Кроме того, как можно ставить одну и ту же оценку за пять ошибок в диктанте ребенку, который раньше делал по две ошибки, и ребенку, у которого раньше их было 15.

Система оценивания уводит нас от главного: ошибка — неотъемлемая часть обучения. Если мы делаем то, что у нас и так получается, мы не учимся. Вот эта мысль для нашей школы абсолютно неочевидная.

— Но что делать родителям, если со школой все так плохо? Быть может, выход — возврат к системе гувернеров-репетиторов?

— Не думаю, что полный отказ от школы — это правильно. Ведь школа — это еще и сверстники, общение.

Правда, сейчас многие родители, действительно, принимают решение учить детей дома, кооперируются между собой, приглашают преподавателей на группу учеников. Дети, с одной стороны, могу общаться, с другой — получать неплохие знания. Это альтернатива школе, и упирается все, как ни странно, не в деньги. По деньгам подобная схема доступна многим. Но этим нужно заниматься, искать преподавателей, договариваться с другими родителями, а вот это по силам не каждому.

— И главный вопрос, которым задаются, пожалуй, тысячи родителей в преддверии выпускного: что делать, если ребенок не знает, куда поступать?

— Это нормально. Как в 17 лет молодой человек может понять, чем он хочет заниматься всю оставшуюся жизнь. Есть дети, которые мечтают о профессии с детства, но таких, скорее, единицы. Более того, сейчас так быстро меняется мир, что и родители не в силах что-то посоветовать: сложно угадать, какие профессии вообще будут существовать через 15 лет.

В этом смысле акцент лучше делать на более общее университетское образование, выбирая свободный вуз с интересной внутренней жизнью.

Если есть возможность, можно вообще переждать год-другой. В некоторых европейских странах есть такая практика, когда ребенок, окончив школу, может год поездить по миру, и даже получает на это государственное пособие.

А можно использовать это время иначе. Думаешь, что хочешь стать врачом? Пойди и поработай годик санитаром. За год можно многое понять, да и учиться потом будет интереснее.

Анна Семенец

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Деньги за статью

1. 50 рублей за каждый новый материал и 50 рублей за каждую 1000 просмотров. Доход Автора напрямую зависит от количества просмотров его статей. Количество просмотров в свою очередь зависит от качества текста и его актуальности. Интересные и полезные статьи зарабатывают во много раз больше пустой воды.

 

2. После регистрации каждый получает права Автора – возможность загружать материалы фотообзоры и видео. Материал может быть опубликован только после одобрения Редактором. За публикацию нескольких достойных материалов яркий Автор получает права Редактора и имеет возможность самостоятельно публиковать, редактировать статьи и структуру разделов журнала, удалять спам авторов и модерировать комментарии.

 

3. Для оплаты статей, в личном кабинете необходимо указать счет Яндекс.Деньги. По почте подтвердить сверку Автора и его счет для дополнительной защиты денежного перевода и обратной связи с Автором. В разделе Вопросы найти ответ на любой вопрос по редактированию и оплате статей или задать свой вопрос в Редакцию.

 

4. Если Автор не написал за последние 30 дней ни одной статьи, то его аккаунт считается не активным и начисление денег приостанавливается. Если Автор публикует новый материал, то аккаунт вновь считается активным и поступление денег от всех статей возобновляются. Чтобы начисление денег за статьи не прерывалось, достаточно писать один материал в месяц.

 

5. Добавить материал можно самостоятельно online или письмом на адрес редакции: read@alshar.ru Права на материал принадлежат Автору. Деньги за размещенные статьи начисляются в течение всего времени, пока статьи находятся на сайте и пока аккаунт Автора активен. Таким образом, каждый написанный материал начинает приносить вам небольшой, но постоянный доход.

 

6. Репост интересного материала с другого сайта допускается, если это действительно востребованная полезная статья - ссылка на первоисточник обязательна. Оплата за репост только от 1000 просмотров. Рерайт, плагиат, искусственная накрутка просмотров, реферальные ссылки и коды, систематическое нарушение правил – блокировка аккаунта.

 

7. Любые оскорбления, угрозы, призывы к насилию и прочее недостойное поведение пресекаются редакцией сайта. Все активные участники конфликта, опустившиеся до угроз и оскорблений, могут быть заблокированы независимо от того, кто был инициатором конфликта: read@alshar.ru

Самое интересное

Пред След

Edutainment Club

Edutainment Club

Константин Орлов, исполнительный директор компании Edutainment.Club: «В ближайшие два года наша реальность поменяется несколько раз». Кризис — это не «период, когда плохо». Это точка перехода из одних условий в другие. И чем раньше в компании поймут, что условия изменились, и признают это, начав жить в другой реальности, тем больше для неё шансов выбрать стратегии лидерства или нишевую, а не стать одной из...

Пока молодой

Пока молодой

Парадоксально — то, что происходит с нами в двадцать с лишним лет, кажется не таким уж важным, но именно возраст от 20 до 30 лет является критическим этапом взросления, в который легче всего заложить основы будущей счастливой жизни. Публикуем девять приемов из книги Мэг Джей «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом», которые действительно помогут прожить молодость с пользой.

Принять решение

Принять решение

Вы, наверное, слышали о том, что непринятие реше­ния — это тоже решение. За нерешительностью кроется желание всегда быть правым. Пока не сделан выбор, не сформулировано конкретное желание, мы не ошибемся, не сделаем неправильный ход и, следовательно, не ис­пытаем разочарования. С самого детства нас предосте­регают от совершения ошибки. Нерешительность позво­ляет нам оставаться детьми. В тот момент, когда мы ре­шаем самостоятельно отвечать за свою...

Предел возможностей

Предел возможностей

Предел возможностей есть у каждого. Истинный мужчина хорошо осознает те страхи и сомнения, которые дают о себе знать при подходе к этому пределу. Тот, кто является мужчиной лишь по анатомическим признаком, не признается в этих страхах ни себе, ни окружающим. Он либо всем своим видом показывает, что ему море по колено, либо опасливо занижает «планку» в страхе взять разгон на ту высоту,...

Бизнес по-взрослому

Бизнес по-взрослому

Я  уверена, что существует всего 2 вида компаний. Представители первых компаний сосредоточены на быстрых деньгах  – каждый в них думает о том, как найти новых клиентов. Такие компании всегда находятся в борьбе за выживание, стрессе и погоне за сиюминутной выгодой. И есть второй тип компаний. Их представители сосредоточены на создании отношений:

Вера в себя

Вера в себя

Есть ли среди тех, кто вас окружает, такие, кто посто­янно твердит: «Это невозможно. Выхода нет. Я не знаю, как это можно сделать»? Позволяете ли вы им решать, на что вы способны, а на что нет? Иными словами, отказы­ваетесь ли вы от своих прав в их пользу? Если это так, поторопитесь вернуть себе свои полномочия. Какими людьми вы окружаете себя в бизнесе? На...

Китайское исследование

Китайское исследование

В основе книги лежит самое масштабное в истории науки исследование связи между пищевыми привычками и хроническими болезнями. Колин Кэмпбелл — блестящий ученый, доктор наук, почетный профессор кафедры пищевой биохимии Корнелльского университета. Более 50 лет занимается вопросами питания, изучает взаимосвязь хронических заболеваний и пищевых привычек.

Личный магнетизм

Личный магнетизм

"Личный магнетизм есть то качество, или свойство человека, которое привлекает к нему интерес, доверие, дружбу и любовь других людей". Задача автора настоящего курса состоит в том, чтобы в самой простой и понятной форме передать читателю секрет этой личной (индивидуальной) силы. При этом имелось, главным образом, в виду, чтобы результатами изучения предлагаемых лекций читатель мог воспользоваться сейчас же, немедленно, пока приобретенное знание может послужить...

Провокация это

Провокация это

Провокация — это действие или ряд действий с целью вызвать предсказуемую ответную реакцию. Как правило, с целью искусственного создания таким образом тяжелых обстоятельств или последствий для провоцируемого. Субъект, совершающий провокации, называется провокатором. Так как провокации основываются на особенностях психологии человека и его поведении как социального существа, они изучаются психологией и социологией.

Лидерство через конфликт

Лидерство через конфликт

Форсайт Игра  «Лидерство через конфликт. Управление конфликтирующими структурами». Игра будет интересна генеральным и функциональным директорам, слушателям программ МВА. Тем людям, которые входят в проектные команды по выработке стратегии конкурентоспособности, либо принимают стратегические решения. Тем, кто конкурирует на уровне отдельной личности, компании, кластера.

ЗОЖ для офисных работников

ЗОЖ для офисных работников

Каждый мечтает быть здоровым и вести активную, полноценную жизнь. Но, к сожалению, не каждый находит на это время. Сильнее всего от неактивного образа жизни страдают офисные сотрудники. Постоянные и иногда чрезмерные нагрузки на работе, стресс, сидячий образ жизни и «нездоровые» перекусы в течение рабочего дня негативно сказываются на организме. Как же спасти себя от «офисных» болезней? Об этом расскажет Егор Сафрыгин, директор...

Перетренированность

Перетренированность

Регенерация мышц - естественно происходит во время отдыха, перетренированые мышцы больше работать не могут и ты будешь не в состоянии достичь своей цели. Поэтому нужно сделать себе разумные по продолжительности перерывы. Каждый человек имеет индивидуальный ритм регенерации клеток, это зависит от возраста, генетики, питания и т.д. 

Углеводное окно

Углеводное окно

В литературе по фитнесу и бодибилдингу часто фигурирует термин «углеводное окно». На соответствующих форумах также можно часто встретить совет «закрыть углеводное окно». Углеводное окно – это время, обычно первые 30-40 минут, сразу после физической нагрузки (тренировки, интенсивной работы, активной спортивной игры, пробежки и т.д.). В то же время углеводное окно – это состояние организма в течение этих 30-40 минут.

Правда о сахаре

Правда о сахаре

Вы знаете, как получается сахар? Сахар – это не продукт питания, а химическое вещество в чистом виде, добавляемое в пищу для улучшения вкуса. Это вещество может быть получено разными способами: из нефти, газа, древесины и др. Но наиболее экономически выгодным способом получения сахара является переработка свеклы и особого вида тростника, который так и назвали – сахарный тростник. Вы знаете, как получается сахар...

Причины ее обид

Причины ее обид

– Что случилось? – Ничего – Ну я же вижу что-то не так – Все нормально! Через полчаса усиленных выяснений ситуация мало продвинется от «ничего не случилось». Кто, как ни ты, живущий с НЕЙ, знает, насколько эта картина жизненна. Как познать этот самый «дзынь» ее мозга и прослыть великим разведчиком в области дамской обиды – об этом и многом другом непознанном в этой статье. О, этот женский...

Вокруг Самуи на джипах

Вокруг Самуи на джипах

Остров Самуи можно объехать по кругу часа за полтора, но, не смотря на небольшие размеры, достопримечательностей тут навалом. Удобнее всего все осматривать с борта открытого внедорожника. На Самуи есть несколько компаний, которые катают туристов по живописному маршруту. За 7 часов мы успели покататься на слонах, искупаться в водопаде, посмотреть на мумию монаха в очках Ray Ban, заехать в волшебный каменный садик, забраться...

Новое представление о себе

Новое представление о себе

Как только мы сформируем новый мысленный образ, подсознание сразу примется за работу, чтобы привести в соответствие с ним нашу реальность. Задача подсозна­ния заключается в том, чтобы — в целях сохранения ду­шевного равновесия — следить за соответствием поступ­ков представлению о себе. Следовательно, чтобы совер­шать желаемые действия, мы должны изменить образ собственного «я». До сих пор наша ошибка заключалась в том, что мы упорно пытались...

Выход из запоя

Выход из запоя

Запой — состояние, характеризующееся продолжительным многодневным употреблением алкогольных напитков, сопровождающееся сильной алкогольной интоксикацией. Запои случаются как у людей с развившейся алкогольной зависимостью, так и без неё.

Антигравитация

Антигравитация

Руссский ученый, лауреат премии Правительства России Владимир Леонов создал фундаментальную теорию Суперобъединения, которая выводит российскую фундаментальную науку в мировые лидеры. Ученый поделился с нами результатами испытаний квантового двигателя с горизонтальной тягой в 50 кг силы в импульсе, прошедшими в 2009 году. Прошло более пяти лет, и мы поинтересовались сегодняшним состоянием дел:

Поплачет и перестанет

Поплачет и перестанет

Не так уж и редко консультантам случается слышать: "А мне посоветовали отучать ребенка засыпать только с мамой - просто не подходить к нему ночью, и всё. И действительно, пару ночей поплакал, зато теперь спит как ангел, вся семья счастлива!" Да только все ли счастливы в этой ситуации?..