ALSHAR

настроение желания

Главная » Обзоры » Техника » F-35
Пятница, 27 Апр 2018
(6 голоса, среднее 5.00 из 5)

F-35

Соединенные Штаты  Америки вложили огромные деньги в единый ударный истребитель F-35, который его сторонники называют боевой машиной следующего (по их подсчетам, пятого) поколения, предназначенной для ведения воздушного боя и борьбы с наземными целями. Говорят, он почти невидим для радаров и сможет обеспечивать превосходство на любом поле боя будущего. Он придет на смену большей части истребителей, находящихся на вооружении ВВС, ВМС, корпуса морской пехоты США, а также как минимум девяти иностранных союзников Америки. И он будет находиться на вооружении следующие 55 лет. Однако не секрет, что данная программа, ставшая самой дорогой в американской истории, это настоящая катастрофа.

В этом месяце мы узнали, что Пентагон повысил стоимость F-35 еще на 289 миллионов долларов - и это лишь последнее увеличение расходов из длинной серии. Нам также сказали, что на этот самолет уйдет чудовищная доля из пентагоновской программы закупок вооружений, составляющая 38(!) процентов от общего объема. Это, если исходить из того, что больше никакого увеличения расходов на него не будет. Его многочисленные проблемы и недостатки общепризнанны, и доказательством тому являются требования к Пентагону о снижении расходов на программу F-35. Такие требования звучат со всех концов политического спектра. Их выдвигает член Палаты представителей демократ из Массачусетса Барни Фрэнк (Barney Frank), сенатор-республиканец Том Коберн (Tom Coburn) из Оклахомы, Национальная комиссия по бюджетной ответственности и реформам (National Commission on Fiscal Responsibility and Reform) президента Барака Обамы, а также гуру бюджетных вопросов, такие как бывший сенатор Пит Доменичи (Pete Domenici) и бывший директор бюджетного управления Конгресса и административно-бюджетного управления Элис Ривлин (Alice Rivlin).

Насколько все плохо? Анализ затрат на F-35, графика его создания и характеристики - а это самые важные критерии в любой программе Пентагона - показывает, что проблемы носят фундаментальный характер и постоянно увеличиваются.

Во-первых,  стоимость. Это особенно важный фактор в условиях режима жесткой экономии в оборонном бюджете, как говорят политики. С точки зрения затрат F-35 это просто непозволительная роскошь. Хотя вначале говорили, что самолет будет недорогим, крупные увеличения сметной стоимости преследуют эту программу все последнее десятилетие. В прошлом году руководство Пентагона заявило Конгрессу, что закупочная цена на 2457 планируемых к приобретению машин увеличилась еще на 16 процентов - с 328,3 до 379,4 миллиарда долларов. Но беспокоиться не надо - они пообещали, что больше увеличений цены не будет.

И каков результат? В феврале цена увеличилась еще на четыре процента, дойдя до 395,7 миллиарда долларов. А в апреле было еще одно повышение. Но не надейтесь, что на этом рост издержек закончится. Программа испытаний проведена только на 20 процентов, о чем сообщает Главное контрольное управление США. А основные, самые сложные испытания еще впереди. В целом стоимость этой программы выросла на 75 процентов по сравнению с первоначальной оценкой от 2001 года в 226,5 миллиарда долларов. А ведь тогда планировали закупить больше самолетов - 2866!

Начальные испытания завершатся в 2019 году, но к тому времени будут построены сотни самолетов F-35. Сумма дополнительных затрат на модификации с целью устранения неизбежных в таких случаях недостатков неизвестна, но она несомненно превысит те 534 миллиона долларов, о которых знают уже сейчас на основании проведенных испытаний. Общая стоимость каждого самолета в рамках программы составляет в настоящее время  161 миллион долларов, но это лишь временный показатель. Очередного повышения ждите в начале 2013 года, когда новый раунд бюджетных ограничений обязательно нанесет свой удар по Пентагону, а F-35 получит пинок в виде сокращения количества закупаемых машин, что приведет к повышению стоимости единицы продукции.

И последнее замечание по затратам. F-35 на самом деле будет стоить во много раз больше указанной выше суммы в 395,7 миллиарда долларов. Дело в том, что  сейчас в оценки включаются только расходы на закупку, а затраты по всему жизненному циклу, включая эксплуатацию и ремонт, не учитываются. А они на сегодня составляют 1,1 триллиона долларов. Итого получается полтора триллиона долларов, то есть, больше годового ВВП Испании. И это чрезвычайно оптимистичная оценка. Ее авторы исходят из того, что стоимость  эксплуатации F-35 будет всего на 42 процента выше стоимости эксплуатации F-16. Однако F-35 этого намного более сложная машина. Единственный самолет пятого поколения - F-22, который изготавливает тот же производитель, в некоторых отношениях менее сложен, чем F-35. Но в 2010 году стоимость его эксплуатации в час была на 300 процентов больше, чем соответствующий показатель F-16. По самым консервативным оценкам, затраты на эксплуатацию и ремонт F-35 будут в два раза больше, чем у F-16.

И без того непозволительно высокая цена F-35 движется только в одном направлении - вверх.

F-35 не только дорог - он значительно отстает от графика. Вначале планировалось, что первая партия самолетов будет готова к принятию на вооружение в 2010 году. Затем было сказано, что первая партия поступит к 2012 году. Однако недавно военные заявили, что дата принятия на вооружение "не определена". Неофициально во время слушаний был предложен новый плановый срок - 2019 год. То есть, задержка составляет почти 10 лет.

Если бы у F-35 были блестящие летно-технические характеристики, то можно было бы смириться и с затратами, и с задержками. Но они далеко не блестящи. Даже если бы самолет соответствовал своим изначальным спецификациям, он все равно вызывал бы огромное разочарование. А он не соответствует. Из-за своей посредственности он является непозволительной роскошью, а поэтому такой самолет не нужен.

Я говорил об F-35 с авиационными экспертами и со специалистами по закупкам. Некоторые из них создавали великолепные и очень успешные самолеты, такие как F-16 и A-10, а другие на протяжении десятилетий работали в Пентагоне и лично наблюдали за ранней историей создания F-35. От них я узнал, что проблемы у этой машины прямо-таки на генном уровне.

Этот проект родился в конце 1980-х годов в недрах Управления перспективных исследований и разработок Министерства обороны (DARPA), которое незаслуженно пользуется репутацией дальновидного и новаторского ведомства. Он появился в виде предложения создать истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (так называемый STOVL), который к тому же должен был стать сверхзвуковым. Для этого нужна была такая конструкция корпуса и аэродинамических поверхностей, чтобы самолет был коротким как обрубок, одномоторным (какими бывают машины с укороченным взлетом и вертикальной посадкой), и одновременно обтекаемым, длинным и с огромным запасом мощности, что обычно дают два двигателя.

При Клинтоне Пентагон еще больше запутал и без того дискредитировавший себя проект F-35, добавив требование о том, что это должен быть многоцелевой самолет - истребитель и бомбардировщик одновременно. Для этого надо было искать более сложный компромисс между манёвренностью и малым весом и характеристиками фюзеляжа, который должен быть приспособлен под тяжелую бомбовую нагрузку. Клинтоновские руководители также добавили требование о малозаметности (технология "стелс"), для чего пришлось менять аэродинамическую форму и создавать требующее постоянного обслуживания покрытие, уменьшающее засветку на радаре. Конструкторы также добавили два отсека для оружия, решив спрятать от радаров ракеты и бомбы самолета. Это увеличило его постоянный вес и аэродинамическое сопротивление. Вдобавок к этому, они решили, что самолет должен быть многофункциональным, подходящим для разных видов вооруженных сил, таких как ВВС, морская пехота и ВМС. А у них были свои, весьма строгие требования. Поэтому понадобились новые компромиссные решения.

И наконец, во времена все той же клинтоновской администрации сторонники F-35 разработали "согласованную" и одновременную стратегию закупок. Это означало производство сотен машин, а также новые финансовые и политические обязательства, хотя результатов испытаний еще не было, и никто не знал, что им предстоит покупать.

Этот не обещающий ничего хорошего план уже привел к появлению множества проблем. А ведь 80 процентов летных испытаний еще предстоит пройти. Став виртуальным летающим пианино, F-35 не обладает маневренностью F-16 в воздушном бою, дальностью и полезной нагрузкой F-15E в режиме бомбометания, и он даже близко не стоит с А-10 при оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам в функции штурмовика. Что еще хуже, он не сможет столь же часто, как они, совершать боевые вылеты, и что не менее важно, использоваться для учебных полетов. Дело в том, что  из-за своей сложности он требует более длительного обслуживания, и коэффициент использования этой машины ниже. Наиболее похожий на F-35 самолет F-22, принятый в 2010 году на вооружение, мог находиться в воздухе в среднем всего по 15 часов в месяц. (В 2011 году он стоял на приколе почти пять месяцев, а летал еще меньше.)

Такую посредственность не удалось преодолеть характеристиками "пятого поколения" F-35, самой важной среди которых является  его "малозаметность". Вопреки мнению многих, "малозаметность" это не невидимость для радаров - это ограничение дальности радиолокационного обнаружения для некоторых РЛС под некоторыми углами. Скажем иначе. Некоторые радиолокационные станции, даже из числа устаревших, видят самолеты "стелс" на  довольно большом расстоянии, и даже слабые радары могут засечь F-35 под определенным углом. Наглядной демонстрацией этих недостатков стала война в Косово в 1999 году, когда антикварная советская РЛС и зенитно-ракетный комплекс 1960-х годов постройки сбили "невидимый" бомбардировщик F-117 и серьезно повредили еще один.

Итог таков: F-35 далеко не такое чудо, каким его пытаются представить некоторые. Это гигантская неудача на крыльях, а в некоторых отношениях даже шаг назад. Проблемы, касающиеся его конструкции, можно решить только в том случае, если начать все с чистого листа.

Настало время министру обороны Леону Панетте, видам вооруженных сил США и Конгрессу взглянуть правде в глаза и признать: F-35 это недопустимо дорогостоящая посредственность, и программу его строительства невозможно привести в порядок небольшими поправками и мерами по ограничению стоимости. С самолетом можно сделать только одно - выбросить его в мусорный ящик. ВВС США заслуживают гораздо лучшей машины, а налогоплательщики заслуживают менее дорогого самолета. Мусорный ящик ждет.

Уинслоу Уилер - директор проекта военной реформы из Центра оборонной информации (Center for Defense Information). Он 31 год проработал на Капитолийском холме и в Главном контрольном управлении, занимаясь вопросами национальной безопасности. Уилер редактор антологии "The Pentagon Labyrinth: 10 Short Essays to Help You Through It" (Лабиринт Пентагона: 10 коротких эссе, которые помогут вам выбраться из него).


Деньги за статью

1. 50 рублей за каждый новый материал и 50 рублей за каждую 1000 просмотров. Доход Автора напрямую зависит от количества просмотров его статей. Количество просмотров в свою очередь зависит от качества текста и его актуальности. Интересные и полезные статьи зарабатывают во много раз больше пустой воды.

 

2. После регистрации каждый получает права Автора – возможность загружать материалы фотообзоры и видео. Материал может быть опубликован только после одобрения Редактором. За публикацию нескольких достойных материалов яркий Автор получает права Редактора и имеет возможность самостоятельно публиковать, редактировать статьи и структуру разделов журнала, удалять спам авторов и модерировать комментарии.

 

3. Для оплаты статей, в личном кабинете необходимо указать счет Яндекс.Деньги. По почте подтвердить сверку Автора и его счет для дополнительной защиты денежного перевода и обратной связи с Автором. В разделе Вопросы найти ответ на любой вопрос по редактированию и оплате статей или задать свой вопрос в Редакцию.

 

4. Если Автор не написал за последние 30 дней ни одной статьи, то его аккаунт считается не активным и начисление денег приостанавливается. Если Автор публикует новый материал, то аккаунт вновь считается активным и поступление денег от всех статей возобновляются. Чтобы начисление денег за статьи не прерывалось, достаточно писать один материал в месяц.

 

5. Добавить материал можно самостоятельно online или письмом на адрес редакции: read@alshar.ru Права на материал принадлежат Автору. Деньги за размещенные статьи начисляются в течение всего времени, пока статьи находятся на сайте и пока аккаунт Автора активен. Таким образом, каждый написанный материал начинает приносить вам небольшой, но постоянный доход.

 

6. Репост интересного материала с другого сайта допускается, если это действительно востребованная полезная статья - ссылка на первоисточник обязательна. Оплата за репост только от 1000 просмотров. Рерайт, плагиат, искусственная накрутка просмотров, реферальные ссылки и коды, систематическое нарушение правил – блокировка аккаунта.

 

7. Любые оскорбления, угрозы, призывы к насилию и прочее недостойное поведение пресекаются редакцией сайта. Все активные участники конфликта, опустившиеся до угроз и оскорблений, могут быть заблокированы независимо от того, кто был инициатором конфликта: read@alshar.ru

Самое интересное

Пред След

Дауншифтинг: сбавляем обороты

Дауншифтинг: сбавляем обороты

Вы все чаще вспоминаете детские мечты и жалеете, что когда-то выбрали не тот путь? Может стоит наконец-таки начать делать то, что Вам хочется, а не то, что требуют от Вас другие? Современное счастье приобрело вполне реальные очертания: престижная работа, высокий доход, фирменные товары, дорогие машины. А что за этим, мало кто задумывается. Неустроенная личная жизнь, постоянная спешка, недосып, редкие встречи с родителями....

Ферма грибов

Ферма грибов

Я никогда не задумывался о том, как выращивают привычные нам шампиньоны, вешенки или грибы шитаки для японских ресторанов. Оказалось, что это делают в пещерах Троглодитов. Здесь, в подземном ресторане, нам приготовили улитки на открытом огне и угостили традиционными блюдами Анжуйской кухни. Наша гостиница в Анжере находилась рядом с ботаническим садом. Прогуляться я там не успел, но пару фотографий сделал:

Мурманск полярный день

Мурманск полярный день

В Мурманске час ночи. Солнце пробивается сквозь жиденькие занавески и не дает уснуть. Спасибо , который снабдил меня целым набором матерчатых очков из самолетов. Лежу на кровати, примеряю все по очереди - выбираю самые удобные. Сегодня последняя ночь в цивилизации, а завтра днем ухожу к Северному полюсу. Отправлю вам прощальный твит с палубы нашего самого мощного ледореза "50 лет победы".

100 фактов о жизни и бизнесе

100 фактов о жизни и бизнесе

Управляющий директор и соучредитель фонда Genezis Capital Александр Журба сформулировал 100 фактов, которые узнал к 27 годам о жизни и бизнесе. Рекомендуем прочитать, это того стоит.

Как начать заниматься ММА

Как начать заниматься ММА

Мир взорвала волна ММА.  Все больше стран увлечены смешанными единоборствами. Россия – не исключение. Помимо трансляций зарубежных турниров, существуют свои мероприятия, федерации, спортсмены и поклонники Mix Mortal Arts. Любой, уважающий себя спортивный клуб, обязательно имеет секцию Mixfight. ММА является полноконтактным боем с применением ударной техники и борьбы как в стойке (клинч), так и на полу (партер). Если ты уже созрел попробовать на...

Здоровье и долголетие

Здоровье и долголетие

Феномен племени хунза: долину реки Хунза (граница Индии и Пакистана) называют «оазисом молодости». Продолжительность жизни обитателей этой долины — 110-120 лет. Они почти никогда не болеют и выглядят молодо. Значит, существует некий образ жизни, приближающийся к идеальному, когда люди чувствуют себя здоровыми, счастливыми, не стареют, как в других странах, уже к 40-50-летнему возрасту. Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних...

Палатинская капелла

Палатинская капелла

Палатинская капелла в королевском дворце заслуживает отдельного описания, так как представляет собой прекрасный образец арабо-норманнского стиля. Построенная в 1140 году, она служила личной капеллой для королей или вице-королей Сицилии. Роджер Второй установил для нее особые привилегии, подписав грамоту, которая до сих пор хранится в капелле. Он сам принимал участие в руководстве строительством. После постройки еще несколько веков создавались интерьеры капеллы: купол и...

Адаптация к отдыху

Адаптация к отдыху

Несмотря на то, что в среднюю полосу России, наконец, пришло тепло, большинство из нас по-прежнему чувствуют усталость от длительной зимы и считают дни до долгожданного летнего отпуска. Почему мы любим путешествия? Поездки дарят нам массу приятных эмоций, помогают по-новому взглянуть на привычные вещи, мы знакомимся с новыми людьми и культурами, перенимаем чужой опыт и делимся своим. Но не стоит забывать о том,...

Целебный магнетизм

Целебный магнетизм

Лечение магнетизмом представляет такой способ лечения, при котором жизненная энергия передается врачом пациенту. Целебная его сила заключается не в передаче мысли или внушении, не в напряженном внимании и не в гипнотизме. Магнетизм и гипнотизм являются совершенно отдельными науками; поэтому никогда не следует смешивать целебный магнетизм и гипнотическое внушение. Магнетизм прежде всего производит известное действие на нервный центр; от него его целебное влияние...

Как делать все по своему?

Как делать все по своему?

Легко ли вам ответить собеседнику «нет»?.. Или попросить об одолжении?.. Всегда ли вы отстаиваете свою точку зрения уверенно и твердо, не впадая в агрессию и не позволяя другим людям манипулировать собой? Если хотя бы на один из заданных вопросов вы ответили отрицательно, — значит, вам не хватает ассертивности, или чувства самоуважения, уверенности в себе. Развитие ассертивности давно находится в центре внимания психологов....

Тенерифе

Тенерифе

Тенерифе считается самым крупным и популярным островом среди Канарского архипелага. Каждый год сюда приезжает больше половины всех туристов, посещающих Канары. Богатство природы и рельеф острова удивляет своим многообразием: зеленые живописные равнины, непревзойденным образом переходят в высокие возвышенности и скалы, снежная шапка вулкана «Тейде» возвышается над лунной вулканической пустыней. Остров является наиболее развитым, чем другие.

Безопасный экстрим

Безопасный экстрим

Зимнее путешествие в горы – это отличный способ не только активно отдохнуть, но и обеспечить себя зарядом положительных эмоций на несколько месяцев вперед. Катание на сноуборде или лыжах с крутого снежного склона - самые драйвовые виды зимнего спорта. Однако, вместе с этим, и едва ли не самые травмоопасные. Как провести их не только увлекательно и захватывающе, но и безопасно для здоровья? Ниже мы...

Ты не существуешь

Ты не существуешь

Не ищите внимания. Живите так, чтобы вас никто не замечал. Живите так, как будто вы не существуете. Двигайтесь так, чтобы ваше движение не было никем услышано и чтобы никто даже не подозревал, что вы здесь. Только тогда вы достигнете взрыва, который называется духовностью. Иначе эго всегда будет, подобно тяжелой каменной глыбе, закрывать возможность взрыва. Оно будет разъедать вас изнутри. Почему вы ищите...

Стамбул Голубая мечеть

Стамбул Голубая мечеть

В Стамбуле "пароход" стоял 2 дня, что позволило нам отказаться от самого вредоносного изобретения человеческой кулинарной мысли - шведского стола - и поужинать на берегу. Но прежде чем оказаться на ужине под мостом, перекинутым через Босфор и соединяющим Европу и Азию, мы встретили рассвет в проливе Дарданеллы, зашли в Босфор, понаблюдали за рыбаками на Галатском мосту, заглянули в магазинчики, постояли в очереди...

Перестать себя судить

Перестать себя судить

Ничто из сделанного тобой, ничто из того, что ты причинил себе, не является столь ужасным, чтобы это нельзя было исправить или исцелить. Однако ты должен перестать себя судить. Никто не судит тебя больше, чем ты сам. Другие судят тебя извне, но они не знают и не видят тебя, а поэтому их суждения изначально не имеют силы. Так не давай же силы этим...

Курс на пресс

Курс на пресс

Эта простая программа тренировок поможет вам через шесть недель двести раз делать упражнение для пресса. Кажется невозможным, но это так. Нужен только хороший план, дисциплина и примерно полчаса времени в неделю. Возможно, некоторые из вас могут сделать 200 упражнений на пресс подряд, но согласитесь, что таких людей меньшинство. Большинство читателей не смогут сделать даже 20. А многие  и десятка. Меняем это.

Углеводное окно

Углеводное окно

В литературе по фитнесу и бодибилдингу часто фигурирует термин «углеводное окно». На соответствующих форумах также можно часто встретить совет «закрыть углеводное окно». Углеводное окно – это время, обычно первые 30-40 минут, сразу после физической нагрузки (тренировки, интенсивной работы, активной спортивной игры, пробежки и т.д.). В то же время углеводное окно – это состояние организма в течение этих 30-40 минут.

Характеристики каминного отопления

Характеристики каминного отопления

Камин, по сути, является той же печкой. Разница только в том, что отдача тепла у этих конструкций происходит по разному. Печь имеет закрытую топку, и нагрев помещения происходит за счет того, что нагревается хорошо сберегающий тепло материал, из которого она возведена. Камин же имеет массивную кладку и открытый топлив¬ник с большим топочным отверстием, а также прямой дымовой канал без дымоотводов. Прямая труба раковина является мощным насосом,...

Google

Google

Работать в Google Россия интересно как для инженеров, занимающихся высоконагруженными распределенными системами, так и для специалистов по низкоуровневому программированию.

Сессия китайского парламента

Сессия китайского парламента

В Китае продолжает работу 5-я сессия Всекитайского собрания народных представителей XI созыва. Вопросы, которые на неё вынесены, традиционны для китайского парламента: главные из них - утверждение доклада премьера Госсовета Вэнь Цзябао о работе правительства за прошедший год, план и бюджет социально-экономического развития страны на текущий год. Выступая 5 марта с докладом о работе правительства, Вэнь Цзябао признал, что мировой финансово-экономический кризис достиг...