ALSHAR

настроение желания

Путевка 24 чип трип спб горящие туры

Главная » Обзоры » Теории » Чувство уверенности
Суббота, 22 Июл 2017
(8 голоса, среднее 5.00 из 5)

Чувство уверенности

Чувство уверенности в определенном смысле связано не только с суждением, часто сопутствуя и другим переживаниям. Можно сказать, что оно представляет собой один из основных факторов работы нашей психики. Разумеется, при восприятии чувство уверенности специально и сознательно не дано, как это происходит при суждении. То, что в восприятии переживается актуальная действительность, как бы само собою разумеется, то есть вопрос о том, так ли это на самом деле, здесь просто не встает.

Однако тот факт, что чувство уверенности подспудно участвует и в восприятии, становится тотчас же очевидным, как только оно по какой-либо причине нарушается. Бывают случаи, когда субъекту все вдруг начинает казаться чуждым, нереальным, между ним и действительностью нарушается обычный контакт; возникает состояние, именуемое отчуждением действительности. В подобных случаях говорить о настоящем восприятии уже не приходится — субъекту чуждо переживание действительности, ему все кажется нереальным. Следовательно, настоящее восприятие изначально подразумевает чувство уверенности, без него переживание действительности невозможно. Однако чувство уверенности представляет собой определяющий фактор не только восприятия — вне него не существует и представления. В частности, без чувства уверенности оказались бы невозможными и акты узнавания или воспоминания! Припоминая что-либо, мы всегда уверены, что это и есть то, что мы должны были вспомнить. Иначе воспоминание как репродукция было бы совершенно невозможным.

Но следует отметить, что чувство уверенности в актах суждения проявляется несколько иначе, чем в актах восприятия и памяти. Дело в том, что в процессе обычного восприятия или воспоминания чувство уверенности не выходит на передний план, остается подспудным, как бы само собою разумеющимся — здесь оно как будто пребывает в латентном состоянии. Но как только появляется какая-либо помеха, затрудняющая процесс восприятия или воспоминания, чувство уверенности тотчас же переходит на передний план сознания.

Например, неоднократно подмечено, что в опытах памяти испытуемый, механически и без запинки повторяя ряд прочно заученных бессмысленных слогов, не ощущает никакой уверенности в том, что не ошибается. Однако как только возникает какая-либо помеха — вопрос или сомнение, у субъекта тотчас же появляется выраженное чувство уверенности. Как отмечает Бюлер, чувство уверенности особенно четко проявляется тогда, когда ему предшествует сомнение, проверка или вопрос. В случае суждения мы всегда имеем дело с задачей, вопросом, на который и должен ответить акт суждения, поскольку суждение — основная форма мышления, а мышление всегда начинается с удивления, с постановки вопроса. Поэтому естественно, что наиболее отчетливое чувство уверенности сопутствует суждению.

Таким образом, можно сказать, что уверенность переживается двояко: а) как будто незаметно, латентно и б) наглядно и отчетливо. Первое имеет место в случае беспрепятственного протекания психических процессов — будь то восприятие, воспоминание или что-то другое, второе же — при возникновении помехи, вопроса или сомнения. Однако, в последнем случае мы имеем дело уже с процессом мышления, ведь помеха, вопрос, сомнение представляют собой стимулы мышления.

Когда у испытуемого возникает вопрос, действительно ли существует то, что он актуально воспринимает, или действительно ли правильно он вспоминает то, что должен вспомнить, он уже начинает мыслить, рассуждать: правильно или нет его воспоминание? Существует ли на самом деле то, что он воспринимает? Следовательно, выявленное чувство уверенности связано только с актами мышления, суждения; но поскольку оно подспудным образом обязательно сопутствует восприятию и представлению, то выясняется, что суждение нисходит корнями к наглядному переживанию не только с точки зрения своего содержания, но и в плане присущего ему специфичного переживания в виде выявленной уверенности.

На чем основывается уверенность? В чем следует усматривать его источник? По мнению Юма, чувство уверенности не представляет собой ничего специфического; как и все в нашей психике, оно также является представлением с определенными качествами. Юм считает, что особенно ясное и полное представление, возникающее у нас в процессе воспоминания, и есть то, что переживается нами как уверенность в правильности воспоминания. Мюллер, в отличие от Юма, считает аналогичные качества представлений — четкость и полноту, быстроту их репродукции, прочность и легкость их узнавания — не самим чувством уверенности, а лишь его критериями. Это означает, что, по его мнению, уверенность — скажем, в правильности воспоминания — основывается на этих критериях. В частности, когда возникают четкие и полные представления, репродуцирующиеся быстро и энергично, у субъекта возникает убежденность в правильности своего воспоминания.

Ошибочность обоих этих взглядов заключается в том, что вторичный процесс объявляется первичным — те или иные качества представлений, их полнота и отчетливость могут отнюдь не предшествовать чувству уверенности, а, наоборот, формироваться на основе данного переживания.

В пользу этого положения свидетельствуют экспериментальные данные. Допустим, испытуемому предлагается тактильным путем узнать некий незнакомый предмет. Когда ему кажется, что он узнал предмет, когда у него появляется уверенность в том, что это — вполне определенный предмет, тогда некоторые качества этого предмета представляются ему весьма отчетливыми, несмотря на то, что объективно они могут быть и совершенно иными. Даже не будь это так, испытуемый обычно обращает внимание на отчетливость и полноту представления только тогда, когда его просят объяснить, почему он уверен в безошибочности работы своей памяти. Убедившись, что воспоминание, в правильности которого он уверен, является более живым и четким, чем вызывающее сомнения, испытуемый полагает, что именно эти качества и составляют основу его уверенности. Таким образом, в этом случае данные самонаблюдения испытуемого представляют собой скорее его теорию, нежели действительно фактический материал.

Примечательно, что все опыты, посвященные изучению вопроса уверенности, основываются на вышеописанной теории непосредственности. И в самом деле, пусть у субъекта имеется чувство уверенности. Что лежит в его основе? Или чем предопределено данное чувство? Ответ таков: чувство уверенности обусловлено другими переживаниями, в частности, представлениями и особенностями их протекания; итак, одно переживание предопределено другим.

Факт использования в данном случае теории непосредственности обусловлен специфической трудностью, сопутствующей проблеме чувства уверенности. В самом деле, в чем состоит главная сложность этой проблемы? У субъекта есть определенное суждение, то есть определенный психический факт, содержащий убежденность в том, что его содержание правильно отражает объективную реальность. Именно в этом и заключается сложность: на каком основании мы уверены в правильности субъективного отражения объективной реальности, если все наши знания об объективном мире основываются опять-таки на субъективном отражении; а это означает, что мы лишены возможности сопоставить объективную реальность и ее отражение и проверить, действительно ли между ними существует соответствие, как это утверждается в суждении. Имей мы подобную возможность, тогда наша уверенность в правильности суждения действительно имела бы опору. Но ведь это невозможно! Тем не менее, у нас все-таки возникает уверенность в том, что наше суждение представляет собой правильное отражение объективной реальности. Так на чем же основывается эта уверенность, когда мы, повторяем, знаем об объективном положении вещей лишь то, что дано в самом суждении?

Как видим, в данном случае подразумевается полная независимость нашей психики и объективной реальности, их полный отрыв друг от друга. Суждение формируется внутри самого субъекта, а объективная реальность находится вне него. Откуда же берется у субъекта уверенность в том, что его суждение правильно отражает то, о чем он ничего не знает? Единственным выходом здесь может послужить лишь следующее предположение: эта уверенность должна иметь чисто психическое происхождение. Ее основы следует искать опять-таки в самой психике — коль скоро объективное для нас недоступно, в нашем распоряжении остается только психическое.

Однако мы знаем, что основная ошибка теории непосредственности состоит в отождествлении субъекта с психикой. Следовательно, данная теория представляет процесс мышления следующим образом: субъект, то есть психика, противопоставляется объективной реальности, и на этой основе в ней, в психике, возникает некий процесс, которые мы считаем отражением этой реальности. И никто не знает, правы ли мы или нет; мы всего лишь руководствуемся некоторыми признаками, имеющими место в психике, возводя на этом свою уверенность.

Стало быть, получается, что в качестве меры или свидетельства соответствия определенного субъективного содержания неким объективным обстоятельствам выступает другое субъективное содержание, имеющее с объективным ровно столько же общего, что и первое.

Полагаем, что в действительности процесс взаимодействия субъекта с объективной реальностью следует представить иначе. Нам известно, что воздействие объективной реальности на субъекта в первую очередь вызывает у него как у целостности соответствующий эффект — установку, а не отдельные психические акты и явления. Мы знаем, что этот эффект представляет собой отражение, соответствующее объективной реальности; благодаря установке объективная ситуация как бы переносится в субъекта, настраивая его в соответствии с объективной обстановкой. Поэтому понятно, что работа психики субъекта в процессе подобного взаимодействия — в процессе познания — может зависеть только от этой установки, как работа психики субъекта с данной направленностью установки. Скажем, субъект сумел так направить свою психику, что у него возникли мысли, соответствующие именно данной установке. Вспомнив, что установка представляет собой отражение объективной обстановки, то есть перенесенную в субъекта объективную ситуацию, то станет ясно, что у субъекта должно возникнуть чувство соответствия своих мыслей объективной обстановке, то есть как раз то чувство, которое в виде уверенности сопутствует нашим актам суждения.

Теперь уже понятно, каким образом в основе наших суждений лежит переживание их соответствия объективной реальности, несмотря на то, что она постигается впервые лишь через эти же суждения. Мы предполагаем, что подобное возможно за счет того, что в процессе взаимодействия с объектом субъект как целостность претерпевает соответствующее этому объекту изменение — у него возникает определенная установка; вследствие этого действия психики в соответствии с этими изменениями переживаются субъектом в виде соответствия объективной ситуации. Так возникает чувство уверенности в правильности нашего суждения.

Если принять подобную точку зрения, то становится понятным и то, что такая уверенность в более или менее выраженной степени отмечается во всех случаях взаимодействия субъекта и объекта, включая восприятие и представления.

Наконец, следует отметить, что высказанное нами положение о генезисе чувства уверенности можно подтвердить и экспериментально. Если у испытуемого создать установку в состоянии гипнотического сна, то он и после пробуждения продолжит действовать в соответствии с данной установкой. Следовательно, существует прямой довод для признания установки основой гипнотического внушения. В то же время известно, насколько твердая уверенность свойственна суждениям, внушенным в гипнотическом состоянии.

Стало быть, чувство уверенности здесь несомненно возникает на основе соответствующей установки. Мы располагаем бесспорным доказательством того, что чувство уверенности возникает на основе целостной модификации субъекта — установки.

О настоящем познании в сущности можно говорить лишь тогда, когда суждение сопровождается чувством уверенности, возникшем на основе личного контакта с действительностью, то есть если в основе этого переживания лежит установка, отражающая объективную ситуацию. Однако установка может быть и внушена; те или иные положения могут показаться истинными либо потому, что они высказаны авторитетным лицом, либо в силу того, что они нас каким-то образом устраивают, поскольку их содержание отвечает нашим скрытым намерениям и желаниям. По этим причинам у нас может возникнуть соответствующая им установка и, следовательно, уверенность. В этом случае, разумеется, говорить об истинном познании не приходится.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Деньги за статью

1. 50 рублей за каждый новый материал и 50 рублей за каждую 1000 просмотров. Доход Автора напрямую зависит от количества просмотров его статей. Количество просмотров в свою очередь зависит от качества текста и его актуальности. Интересные и полезные статьи зарабатывают во много раз больше пустой воды.

 

2. После регистрации каждый получает права Автора – возможность загружать материалы фотообзоры и видео. Материал может быть опубликован только после одобрения Редактором. За публикацию нескольких достойных материалов яркий Автор получает права Редактора и имеет возможность самостоятельно публиковать, редактировать статьи и структуру разделов журнала, удалять спам авторов и модерировать комментарии.

 

3. Для оплаты статей, в личном кабинете необходимо указать счет Яндекс.Деньги. По почте подтвердить сверку Автора и его счет для дополнительной защиты денежного перевода и обратной связи с Автором. В разделе Вопросы найти ответ на любой вопрос по редактированию и оплате статей или задать свой вопрос в Редакцию.

 

4. Если Автор не написал за последние 30 дней ни одной статьи, то его аккаунт считается не активным и начисление денег приостанавливается. Если Автор публикует новый материал, то аккаунт вновь считается активным и поступление денег от всех статей возобновляются. Чтобы начисление денег за статьи не прерывалось, достаточно писать один материал в месяц.

 

5. Добавить материал можно самостоятельно online или письмом на адрес редакции: read@alshar.ru Права на материал принадлежат Автору. Деньги за размещенные статьи начисляются в течение всего времени, пока статьи находятся на сайте и пока аккаунт Автора активен. Таким образом, каждый написанный материал начинает приносить вам небольшой, но постоянный доход.

 

6. Репост интересного материала с другого сайта допускается, если это действительно востребованная полезная статья - ссылка на первоисточник обязательна. Оплата за репост только от 1000 просмотров. Рерайт, плагиат, искусственная накрутка просмотров, реферальные ссылки и коды, систематическое нарушение правил – блокировка аккаунта.

 

7. Любые оскорбления, угрозы, призывы к насилию и прочее недостойное поведение пресекаются редакцией сайта. Все активные участники конфликта, опустившиеся до угроз и оскорблений, могут быть заблокированы независимо от того, кто был инициатором конфликта: read@alshar.ru

Самое интересное

Пред След

Мужская фигура в семье

Мужская фигура в семье

Психологическая задача отца – защита и признание. Если отец готов защитить малыша от крикливой тетки, больших ребят или злой собаки – это породит в нем уверенность: «Мир на моей стороне. Я защищен». Впоследствии такой человек будет сам отстаивать себя – с любыми людьми, посягающими на его границы. И речь сейчас идет не столько о физической самообороне, сколько об уважении своих прав – например,...

Ответственность и власть

Ответственность и власть

Говоря об ответственности, хочу коснуться такого важного, такого волнующего умы и христиан, и мирских людей, как вопроса о власти. Большинство людей не имеют правильного представления о власти и о людях, облеченных властью. Попробуем разобраться. Всем известно, что мир держится на сильных личностях, на людях авторитетных и влиятельных, умеющих повести за собой, умеющих изменять этот мир. Следовательно, любая страна, желающая возрождения, нуждается в сильных личностях,...

Новый миропорядок

Новый миропорядок

С начала украинского кризиса как на Западе, так и в России, уже несколько раз менялись оценки, кто все-таки выигрывает, и кто проигрывает в этой борьбе. Всем очевидно, что на Украине идет серьезное геополитическое противостояние между США вместе с их младшими партнерами из ЕС и Россией, от исхода которого во многом будет зависеть соотношение сил в мире в ближайшие десятилетия.

Рай или забвение

Рай или забвение

Документальный фильм «Рай или забвение» (Paradise or Oblivion) продолжительностью 48 минут познакомит зрителя с целями и предложениями проекта «Венера». Этот фильм предшествует главному художественному фильму, над которым в данный момент ведется работа. Фильм раскрывает реальные причины искажения системы ценностей человека  губительные последствия, порожденные настоящей системой общества. Авторы проекта знакомят зрителя с ресурсо-ориентированной экономикой -- новой социально-экономической моделью, которая построена на основе новейших технологий...

Программирование себя

Программирование себя

Научитесь программировать свое мышление — и по­лучите ключ к успешной жизни. Многие из наших пред­ставлений о реальности совершенно случайны, большинство даже не проверено на практике, тем не менее, мы строим всю свою жизнь на основании того, во что верим. С самого детства мы начинаем собирать и усваивать информацию об устройстве окружающего мира. Но беда в том, что эта информация порой является не...

Изменение настроения

Изменение настроения

Как только вы поставите перед собой четкую цель, сразу неизбежно возникнет мысль о невозможности ее осуществления. «Я не знаю, как это сделать. Я не знаю, получится ли. Я чувствую себя беспомощным. Кто мне поможет? Где я возьму деньги? Что, если ничего не вый­дет? Вдруг я потерплю неудачу?» - паникует подсозна­ние, пытаясь защитить вас от возможных потерь.

20-летним стартаперам

20-летним стартаперам

Джейсон Назар, основавший свой первый стартап Docstoc в 20 лет, говорит, что в свое время очень гордился статусом относительно влиятельного и чрезвычайно молодого предпринимателя. Но теперь, с высоты прожитых лет, он понимает, что наделал много ошибок. Сейчас Назару 34, и в своей колонке для Forbes он рассказывает нынешним 20-летним о своих ошибках и о том, как их избежать. Так что, если вам...

Ян Артюс-Бертран

Ян Артюс-Бертран

Ян Артюс-Бертран - французский фотограф-журналист, который обладает множеством наград за свои великолепные снимки с высоты птичьего полета. В своих фотографиях Бертран стремился показать красоту живой природы и пагубное влияние на нее человеческой деятельности.

Бедные

Бедные

Бедные – глупые, жадные, мелочные. Бедность - это лишь форма проявления глупости. Низкой эффективности. низкой креативности и низкой производительности действий. Кроме этого - бедные - это сторонники философии дефицита, они все время исходят из того, что на всех не хватит, что все кто-то отнимет, что ему не достанется, из-за этого суетятся, по мелкому и теряют и мелкое и крупное. Кроме этого, бедные - жадные....

Огни настроения

Огни настроения

Сотни людей собираются на рождественский базар во Франкфурте, Германия, официальное открытие которого состоялось 24 ноября.  Рождественский рынок на площади Александерплац в Берлине. Национальная Рождественская елка перед Белым домом. Елка у Рокфеллер Центр в Нью-Йорке и скульптуры ангелов.  

100 фактов о жизни и бизнесе

100 фактов о жизни и бизнесе

Управляющий директор и соучредитель фонда Genezis Capital Александр Журба сформулировал 100 фактов, которые узнал к 27 годам о жизни и бизнесе. Рекомендуем прочитать, это того стоит.

Страхи

Страхи

Страхи – это один из основных вопросов, с которым придется разбираться каждому, в чьи планы входит преуспеть в жизни, обрести внутреннюю свободу и стать независимой индивидуальностью. Глубоко живущие в нас страхи оказывают мощное влияние на все аспекты нашей жизни: на то, как мы принимаем решения, как действуем в различных ситуациях, на то, как мы ведем себя в близких отношениях, как выражаем себя...

Кемер

Кемер

Кемер (тур. Kemer) — город-курорт в турецкой провинции Анталия на берегу Средиземного моря. Кемер - административный центр одноимённого района, расположенный в 42 километрах к юго-западу от Анталии. Население составляет 17,3 тыс. жителей (2000). Кемер раскинулся на высоте 4м над уровнем море в живописном заливе, окруженном обрывистыми вершинами Таросских гор. Курортная зона включает в себя районы: Бельдиби, Гёйнюк, г. Кемер, Кириш, Чамьюва, Текирова....

Чизкейк с сыром Маскарпоне

Чизкейк с сыром Маскарпоне

По классической рецептуре начинку для чизкейка готовят с cream cheese. Пирог либо пекут, либо оставляют застывать в холодильнике. Для печеного и охлажденного чизкейка основ делают из смеси измельченного печенья и сливочного масла, или пекут основу из песочного теста. Печеный чизкейк готовят при невысокой температуре (150-180 градусах С) на средней полке духовки. При таком температурном режиме начинка не будет растрескиваться. Если начинка все-таки...

Премия HR-бренд

Премия HR-бренд

«Премия HR-бренд» будет проводиться уже в седьмой раз. За прошедшие годы она зарекомендовала себя как одно из самых ярких и масштабных мероприятий в HR-среде. Участие в «Премии» повышает статус компаний на рынке труда и популярность среди соискателей. Приём заявок на «Премию HR-бренд 2012» открыт. 2 апреля начался приём заявок на участие в VII ежегодной «Премии HR-бренд».

Сорвал голос

Сорвал голос

Как быстро восстановить сорванные голосовые связки: советы от персонального вокального тренера Жанны Серопян, автора методики «Петь Легко!» Мы все хотя бы раз в жизни срывали голос. Ощущения не самые приятные, и бывает, что по два месяца голос не восстанавливается, или восстанавливается только частично. Но, оказывается, существуют действенные методики, помогающие восстановить сорванные голосовые связки за более короткие сроки. И даже не просто восстановить,...

20 вещей, которые я хотел бы знать заранее

20 вещей, которые я хотел бы знать заранее

Мне почти 35 и я уже наделал достаточно ошибок в жизни. Не скажу, что сильно сожалею... Каждая ошибка меня многому научила. Однако есть некоторые вещи, которые мне следовало бы знать, когда я оканчивал среднюю школу и начинал взрослую жизнь. Поменял бы я что-нибудь? Не уверен. Возможно, я не был бы по уши в долгах, но тогда я бы и не узнал то...

А380

А380

Самый популярный пост за все время существования моего жж называется - как делают A380. В нем я показал и рассказал о том, как выглядит А380 авиакомпании Emirates, на котором я летел из в Дубай. Сегодня я расскажу о том, как строят эти огромные авиалайнеры и покажу примеры салонов других авиакомпаний.

Злые люди зарабатывают больше денег

Злые люди зарабатывают больше денег

Хорошие парни финишируют последними. Исследователи нашли связь между личностью и зарплатой. Оказывается, добряки получают значительно меньше, чем их злые коллеги. Для мужчин и женщин это правило работает по-разному. Это только в фильмах добро побеждает зло, а в жизни доброта и мягкость мешают зарабатывать. К таким выводам пришли авторы нового исследования «Действительно ли хорошие парни и девушки финишируют последними?».

Деньги в голове

Деньги в голове

В действительности мы сами являемся создателями, то есть причиной, своей финансовой ситуации. Именно мы отвечаем за свое богатство или бедность. Прежде чем что-либо менять, нужно осознать и принять эту от­ветственность. Если мы чувствуем себя финансово несо­стоявшимися, то только потому, что идем на поводу у собственных негативных мыслей. Мы создаем в вооб­ражении чудовище, и рано или поздно оно набрасывает­ся на нас. Формируя мышление...